Группа российских инженеров тайно помогала Саддаму Хусейну в программе создания баллистических ракет высокой дальности полета, предоставляя техническое содействие в рамках запрещенных иракских программ вооружения в годы, предшествовавшие войне, которая привела к свержению иракского диктатора. Об этом сообщили американские правительственные чиновники.
По утверждению иракцев, которые участвовали в разработках ракет, российские технические специалисты работали не на российское правительство, а на частную компанию. Однако любая подобная работа над запрещенными проектами является нарушением санкций ООН.
Хотя Ирак так и не смог разработать и произвести баллистические ракеты дальнего действия и при этом разрешенные иракские ракеты средней дальности далеко не безупречны, сейчас ракетная программа Ирака считается главным запрещенным оружием, которое Ирак продолжал создавать накануне войны.
После первой войны в Персидском заливе в 1991 году Ираку было разрешено иметь только ракеты с дальностью полета в 150 км, однако российские инженеры тайно помогали Багдаду создавать ракеты с большей дальностью.
После вторжения в Ирак в конце марта прошлого года американские следователи обнаружили, что российские инженеры работали над иракской программой и в Москве, и в Багдаде, и некоторые из них находились в Багдаде вплоть до 2001 года.
Так как отдельные российские инженеры, как предполагается, ранее работали в одном из российских аэрокосмических конструкторских центров, который тесно связан с государством, то их работа на Ираке вызывает у Вашингтона вопросы о том, знали ли российские правительственные чиновники об их участии в запрещенных ракетных программах. "Неужели русские действительно не знали, что они делают?" - задает вопрос человек, знакомый с разведданными США.
Представитель российского посольства в Вашингтоне заявил, что ему ничего не известно о том, что российский технический персонал работал над созданием иракских ракет.
"США не представили никаких доказательств причастности России", - заявил Евгений Хоришко, пресс-секретарь российского посольства.
Россия и бывшие государства Советского Союза были в числе главных поставщиков вооружений в Ирак и делали это на протяжении десятилетий до вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году.
Ранее администрация Буша заявляла, что располагает доказательствами того, что Ирак пытался, правда, безуспешно, получить помощь Северной Кореи в проведении своей ракетной программы, однако о том, что к созданию иракских ракет может быть причастна и Россия, не сообщалось.
Представители ЦРУ и Белого дома отказываются давать комментарии по этому вопросу, а источники, знакомые с разведданными, указывают, что администрация не хочет раскрывать имеющуюся у нее информацию, дабы избежать осложнений в отношениях с президентом России Владимиром Путиным.
"Они проявляют гиперосторожность и не хотят выступать против Путина по этому вопросу", - пожаловался один источник в разведке.
На прошлой неделе директор ЦРУ Джордж Тенет, рассуждая о международных угрозах для США, повторно указал на давнюю озабоченность Вашингтона по поводу уязвимости российских военных технологий и материалов для краж или диверсий. Как известно, российской оборонной, биотехнической, химической, аэрокосмической и ядерной промышленности не хватает средств, и поэтому не исключены попытки передачи технологий и материалов странам или отдельным группировкам, которые пытаются получить оружие массового поражения и помощь в создании ракет. Однако об участии России в ракетной программе Ирака он не упомянул.
Группа американских экспертов, занимающаяся в Ираке поисками ОМП, нашла свидетельства того, что Багдад получал военную помощь от Украины, Белоруссии и Сербии. За 10 месяцев, прошедших с окончания основных боевых действий в Ираке, американские следователи так и не нашли убедительных доказательств наличия у Ирака химического, биологического или ядерного оружия. По словам Дэвида Кея, который покинул пост главы команды следователей в прошлом месяце, после первой войны в Заливе Ирак в основном отказался от производства оружия массового поражения и на протяжении 1990-х годов постепенно уничтожал оставшиеся запасы.
Однако Кей считает, что Ирак пытался сохранить и усовершенствовать свои баллистические ракеты, надеясь создать парк ракет, который будет настоящей региональной угрозой, так как сможет достигать мест дислокации американских сил в соседних странах.
Как отмечают американские чиновники, ограничения, наложенные Организацией Объединенных Наций на Ирак в ракетной сфере (Ираку разрешили иметь ракеты, дальность полета которых не превышает 150 км), привели к неожиданным последствиям. Ирак решил: коли обладание тактическими ракетами разрешено, то продолжение некоторых ракетных разработок легально.
Санкциями ООН Ираку было запрещено иметь химическое, биологическое или ядерное оружие, и теперь кажется, что Ирак действительно постепенно отказался от этих программ.
Воспользовавшись лазейкой в санкциях, оговаривающих ракетную программу, Ирак занялся поисками иностранной помощи в технических вопросах, касающихся управления, наведения, конструкции ракет с большей дальностью и большей точностью, чем предыдущие модели. Как говорится в промежуточном докладе американских следователей, начиная с 2000 года Хусейн одобрил усилия по разработке баллистических ракет с дальностью полета от 400 до 1000 км.
Однако эти попытки Ирака были плохо организованы и в целом безуспешны. "У них было много разрозненных программ, и поэтому они не могли сосредоточить усилия на какой-то одной ракете", - заявил осведомленный источник.
Когда инспектора ООН вернулись в Ирак в конце 2002 года незадолго до войны, они обнаружили, что Ирак произвел тактические ракеты "Аль-Самуд 2", дальность полета которых была чуть больше разрешенной ООН. В недели, предшествовавшие войне, Ирак согласился демонтировать большую часть этих ракет, однако это не убедило США в том, что Ирак выполняет требования ООН. Эти сведения заставляют предположить, что Ирак действительно пытался усовершенствовать ракеты "Аль-Самуд", основанные на технологии "Скад".
После войны американские следователи выяснили, что Ирак был готов заплатить Северной Корее 10 млн долларов за техническое содействие в усовершенствовании его ракетной баллистической программы в нарушение санкций. Однако предполагается, что Северная Корея так и не оказала обещанной помощи, хотя, вероятно, взяла у Ирака 10 млн. В то же время американские следователи нашли свидетельства того, что российские инженеры на протяжении многих лет оказывали иракцам действительную помощь.
Нежелание администрации Буша открыто обсуждать вопрос о российской причастности к иракской ракетной программе обусловлено усилиями Белого дома по установлению более тесных дипломатических отношений с Москвой, особенно в свете прошлогодних противоречий по войне в Ираке. Россия выступила против войны, однако президент Буш и президент Путин до сих пор сохраняют хорошие личные отношения, и создается впечатление, что война в Ираке навредила отношениям между Вашингтоном и Москвой гораздо меньше, чем отношениям США с Францией и Германией.
После террористических актов 11 сентября США проявляют большую готовность считать войну России с сепаратистами в Чечне частью глобальной войны с террором.