Возможно, российские выборы и были лишены техниколоровской привлекательности американской кампании, однако они представляют собой еще тот детектив
Складывается такое впечатление, что западные СМИ скучали во время "тоскливых" выборов в России. Даже те, кого они волновали, т.е. британские СМИ (проявляющие интерес вследствие нынешнего охлаждения в отношениях между двумя странами) в основном писали не об избирательной кампании, а об общей ситуации в России. И кто посмеет их винить? Учитывая трагическую предсказуемость победителя, усталых или подставных оппонентов и заявленную преемственность нынешней политики, ухватиться было не за что. Даже тема якобы более либерального склада новоизбранного президента в сравнении с Владимиром Путиным уже была обглодана до костей. В сравнении с пестрым "техниколором" американских выборов Россия выглядела черно-бело-серым фильмом.
Однако в действительности это было обманчивое впечатление. Если применить кинематографические термины, американская предвыборная кампания - это вестерн, а российские выборы были детективной историей. Если оглянуться назад, то можно сказать, что Путин начал свою подготовку к выборам 2008 года еще в феврале 2007, когда благоразумно освободил Сергея Иванова, ведущего кандидата от "силовиков", от занимаемой должности министра обороны, и повысил его с поста вице-премьера до первого вице-премьера - до того же ранга, который Дмитрий Медведев занимал с ноября 2005 года. Это было воспринято как признак того, что Иванов станет преемником Путина, и его рейтинги начали расти. Вероятно, сам Иванов не заблуждался: назначение Анатолия Сердюкова, человека без какого-либо опыта или связей, его преемником в министерстве обороны должно было сказать Иванову, что, на вкус Путина, он стал слишком влиятельным. Может, Путин и сам является представителем силовиков, однако он определенно не контролирует их - или не всех их. Если бы Иванов стал преемником Путина, он не нуждался бы в Путине - а Медведев наверняка нуждается.
Назначение премьер-министром Виктора Зубкова могло преследовать множество полезных целей, но, в ретроспективе, одним из результатов этого назначения для путинской кампании стала дополнительная гарантия отсутствия каких-либо неожиданных шагов со стороны, по крайней мере, одной группы силовиков - армии. Так как Зубков, работавший с Путиным в Санкт-Петербурге задолго до того, как тот стал президентом, и близкий к нему, также является родственником Сердюкова. Сердюков быстро развернул серию инициатив и проверок в армии, которые уже спровоцировали значительную нервозность и могут быть причиной недавнего громкого самоубийства генерала - не лучшее время для какого бы то ни было института включаться в политику.
Интересный вопрос касательно путинской кампании заключается в том, почему его правительство приложило такие усилия, чтобы избавить выборы от каких бы то ни было реальных дебатов, не говоря уже о реальной конкуренции. С чего было волноваться? Медведев все равно победил бы в первом раунде: после его назначения официальным преемником его рейтинги взмыли и в определенный момент поднялись даже выше путинских. Однако путинская "вертикаль власти" использовала свой "административный ресурс", чтобы избавиться от правых или либеральных кандидатов. Невозможно поверить в то, что Путин серьезно относился к возможности "оранжевой" (или любой другой "цветной") революции в России, хотя, вероятно, он и полагает, что некто на предательском Альбионе может пытаться разжечь таковую. Однако он очевидно хотел, чтобы Медведев не просто одержал победу в первом раунде, а одержал подавляющую победу.
Медведеву такая победа остро требовалась, чтобы укрепить личные рычаги воздействия, чтобы иметь возможность держать в узде внутреннюю борьбу между различными кланами российской элиты. В прошлом году эта борьба была настолько интенсивной, что она привела к арестам и контрарестам представителей различных воюющих групп. Путин смог управиться с ней не только с помощью железной хватки при поддержке своей альма-матер, ФСБ, но и с помощью своей огромной популярности. Он хотел, чтобы Медведев обладал именно последним оружием, ибо никакого другого у нового президента, похоже, нет.
Американцы не знают, кто станет их следующим президентом, но они знают, какой будет политика по основным вопросам при любом кандидате. Конечно, перед выборами россиянам также представили программу, в которой обрисовывалось предполагаемое развитие страны в течение следующих 12 лет (3 президентских срока) - только объявил ее уходящий президент, а не кандидат, а кандидату осталось лишь заявить о своей полной поддержке каждого слова в программе.
Путин пообещал большую стабильность и "инновационное развитие", что приведет к четырехкратному увеличению эффективности экономики. Это будет основано на крупных инвестициях в человеческий ресурс и в развитие личности. Однако как эволюционирует структура вертикальной власти в результате персонализированной передачи позиции главы государства? Будут ли отныне все российские президенты назначаться предыдущими? Какой будет политика России в отношении Запада или ее соседей? Что будет с правами собственности? Как можно создать независимую судебную власть в обществе, где прессе заткнули рот кляпом, где исполнительная власть всемогуща, а законодательная - послушна? И что означает "развитие личности" в таком обществе? Что будет делать вертикаль власти с ростом шовинизма и ксенофобии, таких разрушительных в мультиэтническом обществе и, по сути, намного более опасных для элиты, чем сколько бы то ни было "цветных" революций?
Конечно, с прошлого декабря россияне знают своего будущего президента по имени и в лицо - и их догадки полностью оправдались! Однако все остальное было и есть загадкой, окутанной тайной и покрытой мраком. Любопытно, и кому могло показаться, что российские выборы скучны?