Энн-Дорит Бой в статье для Frankfurter Allgemeine Zeitung напоминает, что в прошлую пятницу Барак Обама и Владимир Путин беседовали по телефону о Сирии. Согласно пресс-службе Кремля, Путин подчеркнул необходимость скорого окончания боевых действий, и оба президента поручили министрам иностранных дел разработать новые инициативы для достижения политического решения конфликта. Министры беседовали об этом в конце февраля, и Сергей Лавров назвал встречу конструктивной, пишет автор.
В статье приводятся слова руководителя московского "Карнеги-центра" Дмитрия Тренина о том, что США и Россия могли бы изменить ситуацию, если бы им удалось выделить как на стороне правительства, так и на стороне повстанцев людей, готовых к переговорам, и усадить их за один стол. По мнению Тренина, Россия и США достигли консенсуса о том, что ни радикальные исламисты, ни Башар Асад не должны участвовать в новом правительстве.
При этом Тренин подчеркивает, что Россия ничего не потеряет, поскольку не имеет обязательств перед Асадом: союз между СССР и отцом Башара Асада Хафизом уже в прошлом, объем экспорта военной техники в Сирию в сравнении с общим объемом невелик. Тренин отмечает, что связи, оставшиеся с тех пор, как сирийцы учились в российских вузах и Россия посылала в Сирию военных советников, могут помочь при поиске возможного преемника Асада.
По словам Тренина, Россия в сирийском конфликте "наслаждалась ролью блокировщика". "Россия, один из последних партнеров Асада, таким образом впервые добилась существенного влияния на международном уровне", - отмечает политолог. Кроме того, он напоминает, что вмешательство во внутриполитические конфликты противоречит основным принципам внешней политики России.
В качестве важнейшей причины блокировки Россией решений по Сирии Тренин называет принципиально отличающуюся от Запада оценку восстаний в арабском мире, продолжает Энн-Дорит Бой. По словам Тренина, "Россия изначально не воспринимала восстания в Египте, Тунисе и Ливии как демократические революции, но предсказывала, что светские власти будут сменены исламистскими силами", сообщает издание.
"Теперь, когда стало ясно, что Асад не сможет восстановить покой в своей стране, Россия опасается постоянно тлеющего конфликта с исламистами всего за пару сотен километров от собственного очага конфликтов - мусульманского Северного Кавказа", - отмечает автор. По словам Тренина, не только Россия и США беспокоятся о том, что оружие Асада может попасть не в те руки: если бы Москва и Вашингтон отыскали политическое решение для Сирии, это могло бы лечь в основу сотрудничества обеих стран по иранскому вопросу. По словам Тренина, в таком случае Россия впервые после распада СССР выступила бы в роли конструктивного созидателя, и это должно быть Путину приятнее, чем роль блокировщика.