После поражения израильского премьер-министра Шарона при голосовании партии "Ликуд" по вопросу о выходе из Сектора Газа надежды на прогресс в ближневосточном конфликте снова возлагаются на "Дорожную карту". Ближневосточный "квартет" - Америка, ЕС, Россия и ООН - собрался во вторник в Нью-Йорке, чтобы обсудить перспективы палестинского государства. Интервью с уполномоченным ЕС по вопросам внешней политики и обороны Хавьером Соланой, которое он дал в преддверье этой встречи.
- Почему именно в ближневосточном конфликте Европейский союз довольствуется второстепенной ролью?
- В этом конфликте Европейский союз никогда не будет главным игроком. По причине, которая всем нам известна, это Соединенные Штаты. Однако ЕС является важным игроком. Мы не можем разрешить конфликт - и никто не смог до сих пор - но мы и не ограничиваемся второстепенной ролью. С одной стороны, существует организация Европейско-Средиземноморское партнерство, в которую входят все средиземноморские страны, единственный форум, где могут встречаться Израиль и арабские государства. Это регулярно происходит с 1995 года. С другой стороны, мы внесли существенный вклад в дело мирного разрешения израильско-палестинского конфликта: сначала участием в работе над "докладом Митчелла", затем - над планом мирного урегулирования под названием "Дорожная карта" и, наконец, созданием ближневосточного "квартета". "Дорожная карта" практически является продуктом Европейского союза. Члены "квартета" приняли этот план, и другого пути разрешения конфликта не существует.
- При всем том не кажется, что премьер-министр Шарон видит в ЕС желанного партнера по переговорам.
- Даже когда кто-то делает шаг, который не соответствует пути, предписанному планом мирного урегулирования, то все равно рано или поздно он говорит: "Дорожная карта" задает вектор движения". ЕС, несмотря на некоторые неудачи, не оставит свои усилия. ЕС должен присутствовать при выходе из Сектора Газа; и он готов при этом присутствовать.
- Это прозвучало две недели назад на встрече министров иностранных дел ЕС в Тулламоре. Вы полагаете, что общий язык будет найден и на заседании ближневосточного "квартета"?
- Мы должны объяснить, что позиция ЕС справедлива и хорошо обоснованна в вопросе о границах. Исходным пунктом для переговоров об окончательной границе палестинского государства, с нашей точки зрения, является граница 1967 года. Любое изменение, производилось ли оно по соображениям безопасности или по другим причинам, должно обсуждаться на переговорах между обеими сторонами и компенсироваться - например, путем обмена территориями. Для нас это решающий пункт. Если израильский выход из Сектора Газа пройдет при надлежащих условиях, это должно дать толчок для движения в правильном направлении.
- Какой была реакция Вашингтона на тулламорское заявление?
- Очень конструктивной. Теперь хотя бы несколько его элементов должны стать совместной позицией "квартета". Нам после израильского выхода из Сектора Газа будет нужна стабильная и надежная палестинской администрации. Она должна быть в состоянии взять на себя некоторые основные функции будущего палестинского государства. При этом решающее значение сыграет политическая и экономическая помощь Европейского союза.
- В ближневосточном конфликте ЕС в течение последних лет всегда удавалось достигать внутреннего взаимопонимания. Перед войной в Ираке это не удалось. И теперь, кажется, европейцы не будут едины...
- Все согласны с тем, что ООН должна принять новую резолюцию по Ираку. Все, американцы и европейцы, поддерживают предложения специального уполномоченного Брахими. Однако передача суверенитета временному правительству Ирака - это очень сложный процесс. Можно только надеяться, что с участием ООН это получится, и в начале следующего года в Ираке пройдут мирные и спокойные выборы.
- Иракский кризис был одновременно кризисом европейской внешней политики и политики безопасности. Извлекли ли европейцы урок?
- Да, это было очень сложное время. Я надеюсь, мы извлекли урок. Тогда я приложил все усилия, чтобы преодолеть разногласия. Однако существуют важнейшие вопросы международного значения, например вопросы войны и мира, где решающую роль играет Совет Безопасности. ЕС представлен в нем двумя постоянными членами. Если у Франции и Соединенного Королевства не будет единой позиции, пожалуй, и у ЕС вряд ли будет существовать единая позиция. Поэтому я советую всем постоянным и непостоянным членам СБ иметь в виду: хотя формально они представляют лишь собственную страну, одновременно они представляют - по меньшей мере, должны представлять - дух ЕС.