Эфраим Зурофф знает, что во время церемоний во всем мире, приуроченных ко Дню памяти Холокоста, будет много разговоров о памяти и горе, о долге передать следующим поколениям свидетельства о том, что произошло. Лидеры стран, граждане которых участвовали в зверствах Холокоста, будут даже бить себя в грудь, утопая в угрызениях совести за свою коллективную вину.
Но Зурофф также знает, что почти ничего не будет сказано о правосудии над сотнями нацистских военных преступников, которые живы по сей день. Единственное, что сделали страны, участвовавшие в Холокосте, отметил директор израильского отделения Центра Симона Визенталя в интервью The Jerusalem Post, это признали свою вину.
"Они все произносили пустые слова, - говорит Зурофф. - Конечно, все эти страны присылали своих лидеров в Израиль. Но это сделать легче всего, потому что это просто слова".
Они не подкрепляли свои слова делом, не привлекали военных преступников к суду. Потому что это требует действия, а действие как раз и отсутствует, говорится в ежегодном докладе, посвященном расследованиям и наказанию нацистских военных преступников и обнародованном Центром Симона Визенталя в среду.
С одной стороны, доклад указывает на впечатляющие успехи новых расследований в прошлом году. С другой стороны, отмечается, что эта тенденция почти полностью зависит от собственной деятельности Центра Симона Визенталя, который проводит кампанию "Операция последний шанс". Ее цель - находить и проводить расследования в отношении подозреваемых военных преступников.
Почти все новые уголовные дела в Европе, заявил Зурофф, были инициированы или основаны на свидетельствах самого центра.
Доклад воздает хвалу Соединенным Штатам, единственной стране, получившей отметку "5". За свои активные усилия Венгрия получила отметку "4". Также говорится о "жалком провале" таких стран, как Украина, Норвегия, Швеция и Сирия, в привлечении к ответственности и даже в проведении расследований в отношении подозреваемых военных преступников, живущих в пределах их границ.
Зурофф сказал, что другие страны, например, Литва, так долго тянули, что те немногие преступники, которых они привлекли к суду, стали такими старыми и слабыми, что судить их стало невозможно. Зачастую ссылка на возраст служит оправданием для тех стран, которые просто не хотят признавать свое собственное прошлое - причем этого не хотят и их общества.
"Правительства знают, что эти люди скоро умрут и что они не представляют серьезной угрозы для населения, - заявил Зурофф. - Некоторые из них поддерживают нацизм или антисемитизм, они становятся образцом для фашистского мышления и нацистской деятельности. Однако не насилуют своих соседок и не в состоянии совершить какие-либо новые убийства. Они представляют угрозу только в символическом смысле".
Поэтому, полагает Зурофф, уголовное преследование нацистских военных преступников прекратится в течение ближайших двух-трех лет.