В среду федеральные агенты арестовали аналитика Пентагона, обвинив его в передаче секретной информации о возможных атаках американских войск в Ираке двум сотрудникам произральской лоббистской организации.
Аналитик Лоренс Франклин сдался властям, и его дело вызвало дебаты в политических кругах, хотя речь идет всего лишь о сотруднике Пентагона среднего уровня.
Расследование бросает тень на Американо-израильский комитет по связям с общественностью, где работали люди, получившие секретную информацию от Франклина. Организация, известная под названием AIPAC, имеет связи с высокопоставленными чиновниками администрации Буша, включая госсекретаря Кондолизу Райс, которая должна появиться на ежегодном собрании организации в мае.
Расследование поставило в неловкое положение и некоторых консервативных республиканцев, занимавших высокие гражданские посты в Пентагоне во время первого срока Буша и подготовки к войнам в Афганистане и Ираке, также связанных с AIPAC.
Список возглавляет Пол Вулфовиц, бывший заместитель министра обороны, назначенный президентом Всемирного банка. Одно время Франклин работал в ведомстве союзника Вулфовица Дугласа Фейта, заместителя секретаря Пентагона по политическим вопросам, который, по слухам, намерен уйти из администрации в этом году.
Как явствует из 10-страничного приложения к уголовному иску ФБР, Франклин разгласил секретную информацию на обеде 26 июня 2003 года. Он обедал с двумя высокопоставленными сотрудниками AIPAC. По-видимому, обед проходил под наблюдением ФБР. Через четыре дня федеральные агенты провели обыск в кабинете Франклина и обнаружили документы, содержащие эту информацию.
Позже агенты нашли у него дома десятки секретных документов. В показаниях агентов не говорится о тематике документов, но отмечается, что на 38 из них стоял гриф "совершенно секретно", на 37 - гриф "секретно" и на восьми - гриф "конфиденциально". Даты на документах охватывают более трех десятилетий. В показаниях ничего не говорится о том, создавало ли разглашение информации угрозу для американских войск, и не оценивается важность этой информации.
Осведомленные источники утверждают, что, хотя за обедом обсуждался Ирак, главной темой разговора был Иран.
Друзья Франклина, который является сторонником жесткой политики в отношении Ирана, говорят о его обеспокоенности тем, что к его точке зрения недостаточно прислушиваются в Белом доме. По их словам, он хотел, чтобы AIPAC помог привлечь внимание к его идеям.
В иске имена двух сотрудников AIPAC не названы, но источники утверждают, что это были Стивен Розен, бывший директор внешнеполитического отдела организации, и Кейс Вейсман, бывший аналитик по Ближнему Востоку. Они находятся под следствием, и их сторонники опасаются, что им тоже будут предъявлены обвинения.
Адвокаты Розена и Вейсмана говорят, что их клиенты не совершили ничего противозаконного.
Правительство заверило AIPAC в том, что организация не является объектом расследования.
Тем не менее она предприняла шаги, чтобы дистанцироваться от своих бывших сотрудников. Две недели назад AIPAC, несколько месяцев защищавший Розена и Вейсмана, заявил об их увольнении. В среду пресс-секретарь организации, Патрик Дортон отказался обсуждать эту тему.
58-летнего Франклина отстранили от работы в прошлом году, действие его допуска к секретной информации было приостановлено, но недавно его допустили к работе, не требующей допуска. Он работает в министерстве обороны с 1979 года и является полковником запаса ВВС.
В среду он предстал перед федеральным судом в Вирджинии и был освобожден под залог в 100 тыс. долларов. Предварительные судебные слушания назначены на 27 мая. Если Франклина признают виновным, ему грозит до 10 лет тюрьмы. По словам одного из адвокатов Франклина, он надеется, что его клиента оправдают.
Источники, близкие к Вулфовицу, полагают, что дело Франклина связано с продолжающейся борьбой внутри администрации по поводу разведывательной информации. По их словам, атака организована сотрудниками спецслужб, стычки с которыми у них начались перед войной в Ираке.
Одной из попыток создать им проблемы они называют прошлогоднее заявление о том, что Ахмед Чалаби, лидер Иракского национального конгресса и давний союзник консерваторов из Пентагона, сообщил иранской разведке, что американцы взломали ее коммуникационные коды. Расследование по поводу того, от кого он мог об этом узнать, не дало результатов.
По мнению друзей Розена и Вейсмана, с этими людьми обошлись несправедливо. Они делали то же самое, что многие сотрудники корпораций, лоббисты и журналисты в Вашингтоне, которые находят источники в правительстве для обмена информацией о конкурентах, слухах, а порой и секретах.
Но Розен и Вейсман регулярно обсуждали с представителями Израиля проблемы Ближнего Востока, и следователи давно говорят о том, что сотрудники AIPAC вторгаются в сферу национальной безопасности, встречаясь с представителями Израиля, в том числе с агентами разведки. Однако в показаниях Израиль в качестве получателя информации не упоминается.
Отсутствие упоминаний об Израиле свидетельствует о важности отношений между двумя союзниками, имеющими политические, военные и разведывательные связи. Израиль утверждает, что запретил шпионаж против США, но источники в американской контрразведке заявили, что шпионские операции продолжаются. Израильские агенты, по их словам, ведут поиск технологических данных и информации о позиции США по Ближнему Востоку.
После ареста Франклина министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом заявил в интервью первому каналу израильского телевидения о непричастности страны к этому делу. Но американские источники подтвердили сообщение The Associated Press из Иерусалима, в котором говорилось, что ФБР беседовало с представителем израильской разведки Узи Арадом о деле Франклина.
Центральным моментом дела Франклина является обед в одном из ресторанов Арлингтона, штат Вирджиния.
В показаниях говорится, что Франклин сообщил своим собеседникам о том, что информация является секретной, и просил их не "использовать" ее. Неизвестно, предоставил ли им Франклин документы.
В показаниях, подписанных агентом ФБР Катрин Ханна, говорится, что Франклин совершал и другие противозаконные действия. Он разглашал секретную информацию неназванным представителям иностранных государств и журналистам. Следователи обнаружили у него дома 83 секретных документа. Они находились в открытых и закрытых ящиках, а один лежал на виду.
После обыска в кабинете Франклина в июне 2003 года он признался, что говорил с Розеном и Вейсманом о секретных документах. Он начал сотрудничать с властями, но впоследствии изменил свое решение. На протяжении года следователи пытались предъявить Франклину обвинения в шпионаже, но в поданном иске речь идет только о разглашении секретной информации.
Источник в министерстве юстиции, хотя и не исключил возможности того, что обвинения в шпионаже все же будут предъявлены, подчеркнул, что для таких обвинений требуются умышленные действия в пользу иностранного государства. "Это не такой случай, - заявил он. - Его обвиняют именно в том преступлении, которое, по мнению следователей, он совершил".