Они трудятся в относительной безвестности, их британские опекуны следят за тем, чтобы они держались в стороне, а особенно - подальше от жадной до сенсаций британской прессы. Однако под покровом тайны американские политические консультанты вовлечены практически в каждый аспект кампании премьер-министра Великобритании Тони Блэра и его Лейбористской партии, продолжая тем самым отношения, начавшиеся во время президентской кампании Билла Клинтона в 1992 году.
Американцы проводят опросы общественного мнения, отбирают фокусные группы и помогают сформулировать и оттачивают посыл лейбористов. Они давали советы членам партии по технологиям привлечения и мобилизации избирателей, наработанным во время интенсивных боевых действий прошлогодней президентской избирательной кампании.
Они применили навыки, полученные во время избирательных кампаний сенатора Джона Керри и бывшего губернатора Вермонта Говарда Дина, а также в ходе деятельности MoveOn.org по превращению интернета в мощное оружие политической кампании.
Американцы не всегда во всем согласны друг с другом, и не все из них согласны с Тони Блэром и президентом Бушем по поводу войны в Ираке. Однако, как профессионалы по ведению предвыборной игры, они, привлеченные борьбой Блэра за третий срок для Лейбористкой партии и возможностью не только дать консультацию, но и самим чему-то научиться, этой весной прибыли туда, где развернулось основное действие.
В преддверии всеобщих выборов в Великобритании американцы участвовали в разработке деталей предстоящей операции Лейбористской партии и с нетерпением ждали открытия избирательных участков утром.
Год назад в это же время Зак Эксли включился в кампанию Керри в роли нового директора онлайновых операций. В среду он находился в интернет-штабе лейбористов, рассылая по многочисленным электронным адресам призывы к избирателям, многие из которых вовсе не в восторге от Блэра, прийти и проголосовать в четверг.
Карен Хикс провела целый день в Рошдейле близ Манчестера, где она проводила предвыборную агитацию в районе, где лейбористы британского парламента не в чести. Прошлой осенью она проводила предвыборные операции в Национальном комитете Демократической партии после подведения итогов расхваленной, но в конечном счете провальной агитационной кампании в Нью-Гэмпшире.
Специалист по опросам общественного мнения Стэн Гринберг провел все утро за анализом последних частных и государственных опросов общественного мнения. Он продолжает отношения с Блэром и его партией, начатые во время избирательной кампании Билла Клинтона в 1992 году, ставшей образцом для победы Блэра в 1997 году.
Марк Пенн, помогавший Клинтону во время перевыборов в 1996 году, всю ночь не спал, обрабатывая результаты последнего опроса и готовя последние рекомендации Блэру и его команде об их заключительном обращении.
Пенн в определенной степени новичок в британской политике, однако он явился в нее с впечатляющими рекомендациями. Его наняли в сентябре в качестве консультанта Блэра по совету Клинтона и его супруги сенатора Хилари Родэм Клинтон.
Бывалый стратег Демократической партии Боб Шрам тоже тут как тут. Хотя он отошел от политического консультирования после прошлогодних выборов и уехал преподавать в Нью-Йоркском университете, этой весной он явился в Великобританию, чтобы выступить в роли персонального советника своего давнего друга Гордона Брауна, министра финансов Великобритании.
Американцы ни в коем случае не вытеснили команду британских консультантов Блэра, которые работали с ним долгие годы и остаются лояльной и сплоченной группой. Официальные представители Лейбористской партии болезненно реагируют на излишний шум по поводу присутствия американцев, несмотря на давние связи. Электронное письмо в офис советника Блэра с вопросом об американских консультантах было возвращено с ответом, не пробуждающим желания задавать дальнейшие вопросы. "Извините, но мы никогда не говорим о своих консультантах. Простите, но мы больше ничем не можем вам помочь".
Британские и американские политические партии давно обмениваются информацией о технологиях и стратегии. В 1980-х советники премьер-министра от партии консерваторов Маргарет Тэтчер работали в тесном сотрудничестве с квалифицированными работниками американской партии республиканцев, которых использовал Роналд Рейган.
Во время кампании 1992 года команда Буша-старшего использовала связи с премьер-министром Джоном Мейджором, также консерватором, чтобы получить помощь в сборе негативной информации о Клинтоне. В связи с этим сотрудничеством после избрания Клинтона отношения между им и Мейджором были довольно прохладными.
В этом году британская консервативная партия импортировала технологию республиканцев привлечения избирателей с применением маркетинговых исследований, однако за помощью в проведении кампании консерваторы обратились к австралийской группе. Советники Буша сообщили, что представители Консервативной партии приезжали в США для получения консультаций. Однако большинство из них говорят, что почти не вступали напрямую в контакт с лидерами тори и что ничего подобного масштабному участию демократов в компании на стороне Блэра в их партии нет.
Война в Ираке создала некоторую напряженность в давних отношениях между Блэром и демократами - многие из тех, кто входит в американскую команду работали с группами, протестовавшими против войны. По иронии судьбы команда Блэра использовала связи с Белым домом Буша, чтобы узнать больше об успешной агитационной кампании Республиканской партии в 2004 году, хотя один из советников Буша говорит, что никакая секретная информация не обсуждалась и что никто из них не давал консультаций команде Блэра.
Когда в шутку было сказано, что команда Блэра получила от республиканцев не меньше, чем от демократов, один из советников Блэра рассмеялся: "Ну, ведь это они выиграли".
Американцы и британцы уважают методы работы друг друга. Лейбористы говорят, что американцы ушли далеко вперед в том, что касается привлечения избирателей, однако Хикс говорит, что на нее произвело большое впечатление то, что она увидела в партии лейбористов.
Хотя Блэр и его команда имеют за спиной две успешные кампании, они подошли к этой - видимо, благодаря самому Блэру - со свежим интересом к тому, как добавить в их операции жизни. Блэр обратился к Пенну за советами в области стратегии, а также попросил помощи у Джо Триппи, стратега от партии демократов, который, проводя кампанию на стороне Дина, доказал эффективность интернета в организации и расширении фондов.
Триппи несколько раз побывал в Лондоне, где встречался с Блэром, и, по его словам, большую часть времени речь шла об использовании интернета в качестве инструмента управления, чем о кампании.
Гринберг говорит, что основное отличие этой кампании от предыдущих избирательных кампаний в Великобритании - это уверенность британцев в собственных суждениях и стратегиях. "В 1990-х они черпали вдохновение в кампании Клинтона. Теперь они гораздо более уверены в том, что они здесь делают. Они обращаются к США за помощью в более тонких вещах - за новыми технологиями использования интернета, методами привлечения избирателей. Это в большей степени вопрос инструментария, а не вопрос идей".