"Примирение ранее враждовавших "Хамаса" и "Фатха" хорошо вписывается в нынешний арабский прорыв: оно дает шанс реанимировать зашедший в тупик процесс ближневосточного урегулирования", - пишет Петер Мюнх в своем комментарии на страницах Süddeutsche Zeitung к подписанному в среду соглашению о примирении между этими двумя палестинскими движениями.
"Однако Израиль и Запад должны решить, как относиться к "Хамасу" в будущем. Тут нужен прагматизм, а не рефлекторная враждебность", - подчеркивает автор.
Раскол длился четыре года, и одним "листом бумаги" не засыпать "окопы" между умеренным "Фатхом", правящим на Западном берегу Иордана под руководством президента Махмуда Аббаса, и исламистским "Хамасом", контролирующим сектор Газа.
И те и другие пошли на этот союз из убеждения, что палестинское разделение завело в тупик, где обеим организациям угрожает оказаться в хвосте новой исторической динамики. То есть речь идет собственно о выживании "Фатха" и "Хамаса", говорится в статье. И вместе с тем, как полагает автор, это соглашение дает шанс на оживление процесса ближневосточного мирного урегулирования.
Будет ли этот шанс использован, зависит не только от палестинцев, но и от Израиля и мирового сообщества. Ответа Израиля долго ждать не придется. "Правое правительство во главе с премьером Биньямином Нетаньяху в меру сил противилось заключению соглашения о примирении". И это объяснимо, поскольку "Хамас" угрожает еврейскому государству уничтожением, и до сих по его единственным "посланием" были ракеты. США и европейцы до сих пор крайне осторожно - что понятно, - реагировали на соглашение о примирении.
Однако революции в арабском мире взывают к новому мышлению, продолжает автор. Ведь тот, кто сейчас устанавливает отношения с египетскими "Братьями-мусульманами", не может "долго держать в обособлении своих палестинских крестников". Настало время налаживания отношений и с "Хамасом", так как его изоляция, как показало прошлое, несет лишь застой, а в худшем случае - усугубление ситуации.
Это и в интересах Израиля, утверждает Петер Мюнх, относя к "Хамасу" старинную поговорку, гласящую, что мир заключают не с друзьями, а с врагами. И там, где прекрасно знают "риск войны", можно хотя бы разок пойти на "риск мира", заключает автор.