На афганском фронте сотрудничество Москвы с Вашингтоном заключается, в основном, в предоставлении информации, включая важные сведения о базах Бен Ладена в Афганистане. Последние 10 лет США пребывали в состоянии спячки в отношении ситуации в Афганистане. Их спецслужбы полностью потеряли контроль над ситуацией в стране, когда она перестала быть участником конфликта между Западом и Востоком ввиду развала последнего. ЦРУ не может работать в окрестностях Пешавара, не говоря уже о центральных районах страны, - говорят эксперты, по мнению которых в США нет агентов, способных работать в афганских условиях хотя бы с минимумом эффективности.
Вопрос в том, можно ли вести войну, не обладая необходимой информацией. Ракеты и бомбы уничтожают афганские объекты (стоимость большинства их них меньше стоимости израсходованных на них вооружений), однако Вашингтон не имеет представления ни об образе мышления своего противника, ни о состоянии его боевого духа, ни о наличии разногласий в его рядах и т.д. То есть, у него нет самых элементарных сведений, необходимых для планирования боевых действий.
Пытаться заполнить этот вакуум с помощью непрофессиональных разведчиков, которые в эти дни сидят в гостиничных номерах Ташкента, Душанбе и Термеза со своими ноутбуками, ящиками кока-колы, никудышным русским или узбекским произношением и аккредитацией сотрудников гуманитарных миссий, просто смешно.
Со своей стороны, русские тоже многое проспали, но не все. Близость талибов и появившиеся в последние годы признаки распространения афганской заразы на Таджикистан и Узбекистан, не дали России окончательно уснуть. Кроме того, Россия располагает тысячами потенциальных агентов - коренных узбеков и таджиков из республик бывшего СССР, которые могут проникнуть на территорию Афганистана с более высокими шансами остаться не узнанными, нежели агенты ЦРУ, замаскировавшиеся под "бойскаутов", которых Вашингтон направляет в регион для выполнения гуманитарных миссий. Все эти годы Москва поддерживала тесные отношения с армией покойного Ахмад Шаха Масуда, который всегда располагал достоверными сведениями о происходящем в другом афганском лагере.
Принимая во внимание все это, можно сказать, что в настоящее время Россия снабжает США важной информацией - особенно после саммита Путин-Буш в Шанхае. "Главным образом, мы обсуждали использование спецслужб в Афганистане", - заявил министр обороны России Сергей Иванов по окончании своей встречи с Рамсфельдом. Последний, который готовит для Буша предложения по сокращению ядерных арсеналов - это даст возможность достичь договоренности по ПРО на предстоящей встрече в верхах - встретился также с Путиным, после чего направился в Узбекистан.