Анна Политковская - самая, возможно, известная и самая бесстрашная из радикальных российских журналистов. Она пишет о коррупции и криминальных связях в новой элите, о лицемерии бюрократов и прежде всего, об ужасах чеченской войны. В своей новой книге она делает своей мишенью самого Владимира Путина, бывшего агента секретной полиции с мрачным лицом, правящего Россией подобно царю. Содержание книги смелое, а стиль жесткий. Эта книга написана не для того, чтобы доставлять читателям удовольствие. Наоборот, она обжигает, как пощечина. Автор хочет, чтобы мы разозлились.
Атакуя Путина Политковская не обсуждает его политические решения в хронологической последовательности. Вместо этого она выбирает несколько взаимосвязанных тем, первая их которых - Российская армия. Затем она, как прокурор, выстраивает свое выступление, предъявляя свидетельства и прилагая подборку документов.
Первый обвиняемый - Юрий Буданов, изнасиловавший и убивший чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву, исполняя свой воинский долг в "зоне антитеррористических операций". Этот человек, узнаем мы, рассчитывал остаться на свободе. Когда его дело дошло до суда, вся Россия, казалось, ему сочувствовала. Это довольно странно, пишет Политковская, ведь он зверским способом убил ребенка. Но, поскольку это был чеченский ребенок, а солдат признался, что тоскует по собственной дочери, вся нация сплотилась для защиты своего сына. Только вмешательство компетентного судьи (как и озабоченность Путина накануне выборов) склонили суд в соответствующем направлении и привели к обвинительному заключению.
Одним из доводов в защиту Буданова было то, что стресс вызвал у него временное помешательство. Предоставили этот удобный диагноз врачи из института Сербского, снискавшие себе во времена Брежнева недобрую славу за то, что приговаривали политических диссидентов к принудительному лечению в палате психиатрической больницы.
Более того, экспертом, осматривавшим Буданова, была непоколебимая представительница темного прошлого Тамара Печерникова, поднаторевшая в том, чтобы находить у свободомыслящих шизофрению.
Анна Политковская пишет: "Дурное прошлое, как рак, имеет тенденцию возвращаться, и существует только один радикальный метод лечения - своевременное уничтожение смертоносных клеток. Мы этого не сделали". К этой теме она возвращается на протяжении всей книги.
Путин, человек из КГБ, окружил себя дружками из советского прошлого. Эти люди не изменили своих авторитарных привычек. Они должны были быть изобличены после падения коммунизма, говорит Политковская, должны были быть публичные дебаты. Единственный способ справиться с зачаточной тиранией - это обнаружить ее, пока не станет слишком поздно. Это, а так же требование международного правосудия - кредо Политковской.
Проблема в том, что прочие приметы наследия коммунизма усыпают дорогу к свободе. Одна из них - бедность. Большая часть России за пределами гламурной столицы живет в нищете. Политковская посетила базу подводных лодок на Камчате. Здесь инженеры и специалисты - даже сам адмирал - голодают, в то время как подводные лодки покрываются коркой ржавчины. Инвестиции в этот сектор российской обороны больше не являются приоритетными.
Как не является приоритетом и сохранение лесов, будущее окружающей среды, здоровье и трудоустроенность граждан. Политковская описывает свое представление о том, каким образом управляют экономикой. Ее изображение уральской мафии и того, как она держит в руках промышленность и благосостояние, - это один из самых зловещих разделов книги.
Но самая красноречивая часть - ее описание судьбы чеченцев в современной России. После захвата театра в октябре 2002-го милиция прочесала всех московских чеченцев в поисках "подстрекателей" и "заговорщиков". Им были нужны какие-то аресты. Обычным трюком было подсунуть жертве пакетик с героином.
Эта книга - напоминание о мрачном советском прошлом. Но сегодня это должно звучать как тревожный звонок. Большинство россиян не коррумпированные и не злобные. Но их пренебрежение, их фатализм и безволие позволяют этим преступлениям продолжаться. Политковская хочет, чтобы мы это четко видели, а не пожимали плечами, говоря, что все это безобразие. Чеченская война продолжается, потому что люди отмахиваются от этой проблемы.
Интонации книги могут раздражать. Но то, что эта неординарная женщина хочет сказать о лицемерии, расизме, о войне с террором, должно иметь резонанс.