Это повесть о двух сибирских компаниях по производству программного обеспечения и о том, как одна из них разбогатела, а вторая сбилась с пути.
Обе компании, "Новософт" и ЦФТ, созданные бывшими учеными, начали свой жизненный путь в Академгородке - университетском и научном центре недалеко от Новосибирска.
Одна пережила взлет и падение, связанные с бумом интернет-технологий в США на рубеже тысячелетий. Вторая идет от победы к победе, делая бизнес в России и поддерживая надежду городка стать центром передовых технологий.
Новосибирск, третий по величине город России с населением, превышающим 1 млн человек, находится в сердце Западной Сибири и является процветающим транспортным центром огромного региона, славящегося суровой зимой и комариным летом.
У многих, кто начал научную карьеру в Академгородке на закате советской эпохи, почва ушла из-под ног, когда в начале 1990-х годов плановая экономика рухнула и государственное финансирование резко прекратилось.
"Я работал в Институте прикладной математики. Когда распался СССР, у нас не стало денег на поддержание жизни", - заявил Владимир Вашенко, создавший "Новософт" совместно с американским партнером. В свои лучшие дни, в конце 1990-х, "Новософт" входил в пятерку ведущих российских производителей ПО.
Во время интернет-бума компания процветала, работая почти исключительно на такие американские компании, как IBM и Microsoft. Но она осталась не у дел, когда в 2001 году мыльный пузырь американского интернета лопнул, хотя ей и удалось выжить.
Держась за Россию
Находящаяся неподалеку фирма ЦФТ (Центр финансовых технологий) процветает, держась за Россию: продавая программы и бухгалтерские системы быстрорастущим банкам по всей стране.
Различия корпоративных стилей двух компаний едва ли могут быть более разительными.
"Новософт" арендует помещение в обновленном крыле Института математики. Пройдя по пыльным коридорам с обшарпанными стенами, посетители "Новософта" проходят через дверь, снабженную системой безопасности, в приемную, которую не стыдно было бы иметь и в Калифорнии.
Вдоль стен раскинулись низкие диваны, а в углу расположился японский сад камней. Лампы, как звезды, усеивают синий потолок, а на стенах висят картины, автора которых вдохновлял испанский сюрреалист Сальвадор Дали. На одной из них изображен большой камень, катящийся по облакам, что является символом индустрии интернета, стремящейся преодолеть законы финансовой гравитации.
После того как его компания перенесла унижение, прокатившись по американским горкам, Вашенко говорит, что "Новософт" пытается найти новую нишу, лишившись американского спроса на услуги "офшорного программиста" практически в одночасье.
"Нам пришлось сократиться. Мы понимаем, что должны найти новую модель бизнеса. Раньше мы разрабатывали ПО для наших клиентов, а теперь мы думает о разработке собственных программ", - с сожалением сказал Вашенко.
Многие лучшие сотрудники "Новософта" ушли, чтобы создать свои компании. "В свое время это была отличная компания, и все хотели там работать", - заявил Иван Комаров, уволившийся, как только разразился кризис, и работающий теперь лектором и консультантом.
По его словам, "Новософт" не успел понять, что движется против течения, до того, как разразилась катастрофа.
Исполненные уверенности
Сегодня "Новософт", где работает всего 50 человек, а не 500, как когда-то, начинает сотрудничать с крупными российскими компаниями, такими как "Норильский никель" и "Лукойл".
Фирма также продает свои продукты через интернет, запрашивая 30 долларов за программы, позволяющие пользователям защитить компьютерные данные от потери и хранить различные пароли.
Что касается ЦФТ, расположившейся в бывших яслях на окраине Академгородка, то компания преисполнена уверенности.
"Наш рынок растет очень быстро, и мы тоже", - заявил главный менеджер ЦФТ Александр Пагыдин, добавив, что к концу года в компании будет 700 сотрудников. За два года объем продаж вырос вдвое, до 15 млн долларов.
Одним из самых доходных продуктов ЦФТ является платежная система кредитных карт, которую используют около 200 банков и 2 млн пользователей по всей России. Компания также разработала программу, открывающую владельцам мобильных телефонов доступ к банковским счетам и возможность управлять своими деньгами.
Компания открыла офисы в крупнейших городах России, но не планирует расширяться за границу. "Мы не видим смысла в продвижении на Запад. Мы очень довольны работой на российском рынке", - заявил Пагыдин.
По его словам, он может привлекать талантливых людей, обещая им быстрое продвижение и давая работу в интересных проектах.
Комаров, который работал и в ЦФТ, и в "Новософте", говорит, что своими успехами ЦФТ обязана более сильному менеджменту.
По его мнению, это доказывает, что компании, производящие высокие технологии, могут процветать даже в Сибири, в четырех часах лета от Москвы. "Для того чтобы добиться таких успехов, как они, нужен огромный талант менеджера", - сказал Комаров.
"Мы не считаем себя сибирской компанией. Мы считаем себя российской компанией", - заявил Виктор Лойк, глава эксплуатационного отдела ЦФТ, компании, имеющей офисы как в Петербурге, у порога Европы, так и во Владивостоке, на тихоокеанском побережье.