Нынешние президентские выборы в Америке были эпохальными, уверяет обозреватель The Times Дэниэл Финкельштейн. Он оспаривает теорию, будто Америка остается все той же консервативной страной, и вся уникальность выборов свелась к нестандартности кандидатов - "нетипичного республиканца и неопытного аутсайдера".
Финкельштейн перечисляет четыре признака перемен в Америке. Первый - "американский народ в буквальном смысле становится иным народом: 40 лет назад Обаму еле пустили бы на ленч в ресторан, не говоря уже о выдвижении кандидатом в президенты". Автор напоминает, что, согласно прогнозу Статистического управления США, к 2042 году белые в Америке станут меньшинством.
Второй признак, по мнению автора, таков: "весь мир меняется, и одновременно меняется место Америки в мире"; об этом говорят усиление Китая, новая воинственность России и богатства стран Персидского залива. На этих выборах Америка искала лидера, который сможет заслуженно снискать уважение в мире, отмечает обозреватель.
Третий признак - "в американской политической жизни начинает господствовать растущий средний класс", пишет автор. По данным Финкельштейна, теперь в Америке больше, чем когда-либо, людей с полным средним и высшим образованием, а также 7,3 млн миллионеров; к среднему классу теперь себя причисляет более половины населения. "Для конкуретоспособности в глазах этого электората республиканцам пришлось выбрать себе нестандартного кандидата", - отмечает автор.
Четвертый признак - "традиционная программа республиканцев больше не эффективна", отмечает Финкельштейн, перечисляя ее основные пункты: сокращение подоходного налога, борьба с преступностью, реформа системы соцобеспечения, запрет абортов и поддержка брака. Автор напоминает, что 29 млн американцев вообще не платят подоходного налога, а выступления против абортов подрывают поддержку республиканцев среди женщин - электората, в котором они сейчас отчаянно нуждаются.
"Республиканцы были вынуждены выдвинуть смутьяна с неортодоксальными воззрениями, так как конкурентоспособного кандидата от мейнстрима у них просто не было. Добро пожаловать в новую эпоху американской политической жизни", - подытоживает автор статьи.