Миланский суд в ходе беспрецедентного процесса осудил практику похищения подозреваемых, которую ЦРУ использовало при Джордже Буше, пишет Бритта Зандберг в сегодняшнем номере Der Spiegel. К различным срокам тюремного заключения заочно были приговорены два десятка агентов ЦРУ. Сотрудников американских спецслужб признали виновными в похищении и незаконной переправке через границу Абу Омара, заподозренного "в связях с террористами".
Обвинения были выдвинуты и против нескольких итальянских агентов - однако, отмечает автор, здесь возникли трудности с доказательной базой. Пятеро из обвиняемых были оправданы, так как доказательства их сотрудничества с американцами представляли собой государственную тайну.
Как сообщает журналистка, на судебном процессе речь шла о похищении 17 февраля 2003 года исламиста Абу Омара, который в то время проживал в Милане. Имама одной из миланских мечетей переправили в тюрему в Египте, где к нему - без предъявления обвинения и в отсутствие адвоката - были применены пытки. В феврале 2007 года Омар был отпущен на свободу.
Международную огласку дело Абу Омара получило после того, как за расследование обстоятельств взялся итальянский прокуров Армандо Спатаро: в течение пяти лет он, словно пазл, складывал детали спецоперации ЦРУ. При этом, пишет автор, ему чинили препятствия как итальянские спецслужбы, так и власти Италии.
Сегодня, несмотря на то, что американские агенты не будут отбывать тюремные сроки, Спатаро доволен исходом судебного процесса. "Терроризм должен наказываться в рамках закона", - уверен он.
Спатаро требовал 12 лет заключения и для занимавшего на тот период должность начальника отделения ЦРУ в Милане Роберта Сендона Лэди, который свою вину отрицает. Решение об аресте Омара, заявил Лэди, не было связано с какой-то криминальной операцией, а являлось делом государственной важности "во имя войны с терроризмом". "Я был всего лишь солдатом", - подчеркнул Лэди. Он отклонил предложение итальянской прокуратуры выступить на процессе в качестве главного свидетеля.
Принципиально важными для судей, подчеркивает Спатаро, стали вопросы о том, какие документы следует считать действительно секретными. Он сам в заключительной речи сказал: "Государственная тайна не может быть использована в демократическом государстве для сокрытия преступных деяний". Как отмечает в заключение автор статьи, защитники на процессе неоднократно обвиняли представителей прокуратуры в недостаточности доказательной базы и систематическом нарушении гостайны.