После многолетних попыток подавить религиозные и этнические противоречия на Кавказе с помощью оружия Россия создает новый стимул в борьбе с волнениями и терроризмом - горнолыжные спуски и песчаные пляжи, пишет The Washington Post.
"Идея состоит в том, чтобы дать народам Северного Кавказа рабочие места и перспективы. Исламский фундаментализм и сепаратистские настроения привели к смертям и насилию в горах региона и в тысяче миль него, в Москве, ставшей мишенью атак террористов-смертников", - отмечает автор статьи Кэти Лэлли.
План предполагает инвестирование 18 млрд долларов в семь лыжных курортов в горах, а также три пляжных курорта на Каспийском море стоимостью 4,6 млрд долларов. Пляжные курорты будут располагаться в Дагестане, где между полицией и боевиками регулярно происходят перестрелки.
Правительство призвало на помощь иностранных экспертов, включая Гернота Лейтнера, энергичного австрийского архитектора, лыжника и профессионального спортсмена, игравшего в австрийской национальной волейбольной сборной.
Во многом успех мероприятия будет зависеть от успеха зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года.
"С Северным Кавказом сопоставимы только Скалистые горы, - сказал Лейтнер, говоря о географии, а не об инфраструктуре. Дороги здесь узки и ухабисты, гостиниц мало. - Здесь будет хорошо. Я верю в это".
На строительство курортов уйдет несколько лет - необходимо ввести в эксплуатацию дороги, линии электропередачи и канализационные каналы, построить или расширить аэропорты, обучить персонал туристическому бизнесу. Но Лейтнер, глава Masterconcept Consultants, считает, что к 2020 году Россия будет на 20% состоять из среднего класса. "Это означает 30 млн человек с деньгами, которые приедут в отпуск", - сказал он.
Но Алексей Малашенко, специалист по Северному Кавказу из Московского центра Карнеги, настроен скептически. "Если бы я хотел поехать кататься на лыжах, - говорит он, - я бы поехал в Австрию".
Малашенко говорит, что Архыз, в Карачаево-Черкесии, спокойнее, чем большая часть региона. Но его друзья ездят за границу, потому что там отпуск дешевле, чем в России, а сервис лучше. Коррупция, прогнозирует он, взвинтит цены здесь.
Может быть, признает Малашенко, он слишком пессимистичен. Но у России уже было много больших планов в отношении Кавказа.
"И каков результат? Та же коррупция, та же безработица, то же сопротивление, - сказал он. - Это проблема. Это вечная проблема".