После 12 лет неудачных попыток Владимир Путин наконец одержал блестящую дипломатическую победу в Сирии, однако его успех рискует оказаться недолговечным, предупреждает почетный профессор Женевского института международных отношений и развития Андре Либих на страницах Le Temps.
В первой же речи в качестве президента РФ Путин заявил, что "Россия была и остается великой державой". Находясь у власти все это время, он упорно пытался вернуть России статус великого государства. И если цель оставалась неизменной, то средства ее достижения изменялись, отмечает автор, - "лишь для того, чтобы снова закончиться провалом".
В начале первого президентского срока российский лидер повернулся лицом к США. В однополярном мире тех лет он хотел выстроить отношения с неоспоримым мировым гегемоном если не на основе равноправия, то хотя бы на взаимном доверии. Путин заручился дружбой Джорджа Буша-младшего, первым из мировых лидеров прореагировал на теракт 11 сентября и разрешил американцам использовать территорию России для снабжения войск в Афганистане. Поэтому в декабре 2001 года для Кремля стало ударом решение Америки выйти из Договора об ограничении систем ПРО - это положило конец надеждам на партнерство двух стран, считает профессор.
Иракский кризис 2002-2003 годов позволил Путину переориентировать внешнюю политику страны. Совместно с Германией и Францией Россия решительно протестовала против плана вторжения в Ирак. Какое-то время ось Париж-Берлин-Москва к удовольствию Кремля казалась прочной, что ослабляло Североатлантический альянс. Тем не менее, в итоге европейцы все равно присоединились к Вашингтону, а НАТО расширилось на восток, напоминает автор статьи.
Разочарованный неудачами, президент России обратился к формирующейся структуре БРИК, вознамерившись сделать из экономического блока политический. Однако Россия сильно уступала остальным странам по численности населения и темпам роста экономики, несмотря на то, что была самым развитым членом организации, указывает автор.
В феврале 2013 года вернувшийся к власти Путин одобрил новую концепцию внешней политики РФ, в которой приоритетным направлением названо СНГ. В настоящее время Москва работает над очередным амбициозным проектом - созданием Евразийского союза. Помимо России, Белоруссии и Казахстана, которые уже объединились в Таможенный союз, в ЕАС также должны войти Армения и республики Центральной Азии. Но главный вопрос - войдет ли в него Украина. В конце ноября ей предстоит выбрать между ЕАС и программой "Восточное партнерство" Евросоюза, и пока что Киев склоняется к Брюсселю, отмечает Либих.
После многочисленных неудачных попыток Путина закрепить за Россией статус великой державы его посредничество в сирийском кризисе имело громкий успех. Именно он предотвратил угрозу американского удара, предложив ликвидировать сирийский химический арсенал. Данная инициатива позволила России выйти на международную политическую арену с блеском, которого ей всегда недоставало. Однако данный успех может оказаться эфемерным, указывает профессор. Его подрывают внутренние проблемы России, такие как падение популярности самого Путина и отставание от Китая и других развивающихся стран.
"Благодаря неожиданному стечению обстоятельств Путин получил свою минуту славы, - подводит итог Либих. - От попыток закрепить за Россией статус сверхдержавы он в любом случае не откажется".