Бывший представитель высшего руководства Международного валютного фонда вчера обвинил "Большую семерку" в политическом вмешательстве, ограничившем возможности МВФ способствовать продвижению реформ в России в 1990-х годах.
Джон Одлинг Сми, недавно ушедший в отставку директор Второго европейского департамента МВФ, сказал, что группа семи развитых промышленных стран передавала полномочия по предоставлению финансовой помощи России МВФ, но насаждала при этом "противоречивые" политические критерии сверх стандартных правил предоставления кредитов.
Хотя G7, пользуясь услугами МВФ для предоставления кредитов России, помогла МВФ занять определенное положение в России, в то же время политические интересы стран "семерки" сводили на нет влияние МВФ, написал он в отчете. По его словам, США определяли коллективную позицию G7, за исключением переговоров о погашении долгов России "Большой семерке", в которых ведущую роль брала на себя Германия.
Заявления Джона Одлинга Сми возобновят дискуссии вокруг МВФ, который подвергался критике за его роль в экономической реформе в России и других странах. Одним из критиков выступал бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц.
Джон Одлинг Сми сказал, что G7 оказывала на них давление, чтобы кредиты России выдавались даже тогда, когда назревших экономических условий для предоставления кредитов не было. Это, по его мнению, поддерживало слабую политику России на протяжение большей части 1990-х годов. "Иногда "Большая семерка" хотела, чтобы международные финансовые институты выдавали кредиты в знак поддержки правительству Бориса Ельцина, даже когда экономические условия проекта не соответствовали стандартным требованиям", - написал он.
И наоборот, в конце десятилетия, на фоне обвинений со стороны некоторых российских чиновников в отмывании иностранных капиталов и в связи с началом второй чеченской войны в 1999, "Большая семерка" заняла более жесткую позицию, говорит он.
Потом МВФ выработал "необычайно суровую политику", и тогда Россия не справилась с внедрением новых структурных мер и отказалась погасить заем.
Одлинг Сми настаивает, что ответственность за провал попытки России перенять институты рынка лежит на Всемирном банке, а не на МВФ. Всемирный банк, как он считает, сквозь пальцы смотрел на спорные залоговые схемы, благодаря которым кучка бизнесменов получила контроль над ведущими компаниями в ходе приватизации по заниженным ценам.
Он подчеркнул, что главная ответственность за такую политику лежит на русских, и особо отметил роль олигархов, которые финансировали политиков и определяли направление действий.
Он, однако, признает ошибки и за МВФ, среди которых неспособность избавиться от привязки курса национальной валюты к доллару, что способствовало бы более успешному сбору налогов и помогло ограничить расходы. В таком случае кризис 1998 года можно было бы предотвратить или минимизировать.