В условиях, когда котировки на фондовом рынке поднялись на 65%, а доходы от экспорта нефти и налоговых поступлений растут, правительство может позволить себе тратить деньги на популистские проекты
В то время как заоблачные цены на нефть выкручивают руки западным потребителям и предприятиям, русские недоумевают, что же им делать со всеми нефтедолларами, которые наводнили страну. В этом году российские нефтяные компании - и частные, и государственные - намерены заработать 150 млрд долларов от экспорта нефти, хотя еще в 1998 году их доход от нефтяного экспорта составлял 28 млрд долларов.
Инвесторы, которые год назад испытывали мрачное настроение из-за расчленения нефтяной компании ЮКОС государством, сейчас уже забыли об этом неприятном эпизоде. С начала года котировки на российском фондовом рынке выросли на 65%.
Обещание Луны с неба
Но россияне более склонны сосредотачиваться на проблемах, чем на светлых сторонах. Мой водитель, Володя, недоумевает, почему, если Россия утопает в нефтедолларах, он с трудом может найти в Москве детский садик для своего ребенка.
Как и многие простые граждане, он подозревает, что российские нефтедоллары перечисляются за границу коррумпированными бизнесменами, мечтающими о том дне, когда они смогут уйти на пенсию и предаваться отдыху на Французской Ривьере.
Если вы прислушаетесь к оценкам профессиональных экономистов, то у вас сложится мнение, что сегодняшняя нефтяная вакханалия России может закончиться плачевно. Президента Путина обвинили в популизме после того, как он пообещал значительно увеличить зарплаты работникам бюджетной сферы, создать новые школы и больницы, выплатить субсидии фермерам и владельцам жилья, построить новое жилье для инвалидов и ветеранов войны и многое другое.
Некоторые расчеты
В открытом письме премьер-министру Михаилу Фрадкову, которое было опубликовано в газете "Ведомости" от 30 сентября, группа из 11 экономистов ведущих российских инвестиционных банков предупредила о том, что рост расходов государственного бюджета может привести к плохим последствиям. Авторы письма утверждают, что основа для стабильного экономического роста, роста рентабельности производства и доходов населения - это, прежде всего, создание рабочих мест в частном секторе и развитие этого сектора.
Кто же прав? Как же на самом деле Россия использует приток доходов от нефти - с умом или расточительно? Недавно сделанный доклад московского инвестиционного банка Brunswick UBS проливает свет на этот вопрос. Цифры этого доклада говорят о том, что нефтяные доходы России не растранжириваются.
На каждый доллар роста цены на нефть за пределами 25 долларов за баррель правительство получает около 3 млрд долларов в год, в то время как чистые доходы нефтяных компаний повышаются на 1,1 млрд долларов. Таким образом, государство получает больше наличных средств, которыми оно может оперировать: расходы бюджета увеличились с 34 млрд долларов в 2000 году до 129,5 млрд долларов в этом году. В то же время налоговые поступления увеличились на еще большую сумму, от 40 млрд долларов до 153 млрд долларов. Запланированные бюджетные расходы и налоговые поступления на 2006 год составляют соответственно 150 млрд долларов и 177 млрд долларов.
Мечты воплощаются в жизнь
Даже учитывая рост бюджетных расходов, Москва может найти достаточно денег для этого при условии, что цена на нефть будет составлять 33 доллара за баррель - намного ниже прогнозируемой цифры, которая, как считают эксперты, останется на уровне 60 долларов за баррель. Это означает, что, несмотря на увеличение бюджетных расходов, большая часть российских доходов от высоких цен на нефть откладывается на черный день.
Экономисты инвестиционного банка Brunswick UBS считают, что к концу этого года общие резервы правительства, в том числе валютные резервы и резервы бюджетного стабилизационного фонда, достигнут отметки в 180 млрд долларов, а к 2007 году увеличатся до 280 млрд долларов. В 1999 году общая сумма валютных резервов составила 12,5 млрд долларов.
Инвестиционный банк Brunswick UBS с одобрением отзывается о такой консервативной политике правительства: "Большая часть доходов от нефти используется для создания того, о чем раньше приходилось только мечтать: финансовой и макроэкономической стабильности... Мы видим все признаки того, что впереди (Россию) ожидают еще более благоприятные годы".
Забыть о реформах?
Почему же так много других экономистов сейчас бьют тревогу? Даже учитывая тот факт, что в преддверии парламентских выборов 2007 года и президентских выборов 2008 года предстоят значительные траты, российское правительство, имея в своем распоряжении такие колоссальные суммы, может позволить себе пойти на увеличение расходов и не беспокоиться о том, что его копилка может иссякнуть.
Еще один источник для беспокойства: учитывая наличие таких больших сумм легких денег, вряд ли можно рассчитывать на то, что до следующих выборов будут проведены серьезные экономические реформы. Как показали последние годы, российская экономика уже, видимо, реформирована до той степени, что высокий экономический рост происходит независимо от того обстоятельства, что экономика все еще не полностью использует свой потенциал.
Такой оптимизм основывается на мнении, что у Путина нет планов устраивать новые неприятные сюрпризы наподобие жестких действий в отношении компании ЮКОС. Кроме того, оптимистичные прогнозы состояния российской экономики делаются только на ближайшие два или три года - пессимисты утверждают, что негативные последствия сегодняшней политики денационализации проявятся только спустя десятилетия.
Пони, который ходит по кругу
Даже играющие на повышение экономисты из инвестиционного банка Brunswick UBS опасаются, что зависимость России от цен на нефть создает риск для экономики на долгосрочную перспективу. И однажды, "когда цена на нефть значительно упадет, может произойти кризис", утверждают экономисты.
Но сегодня, когда цены на нефть находятся на уровне 60 долларов за баррель, эта проблема остается лишь гипотетической. Российский экономический бум, который продолжается седьмой год, не демонстрирует признаков того, что в ближайшем будущем он может пойти на спад.