К конфликту между армянами и азербайджанцами из-за Нагорного Карабаха едва ли подходит термин "замороженный конфликт". После прекращения огня, достигнутого в 1994 году, стычки на линии фронта, разделяющей вооруженные силы Нагорного Карабаха и армию Азербайджана, каждый месяц уносят человеческие жизни.
Карабахский конфликт начинается в 1991 году с провозглашением независимости этого автономного района, населенного в основном армянами, но принадлежащего Азербайджану. Последний отвечает отправкой туда своих войск. После трех лет войны карабахцы, получающие массированную поддержку от Армении, одерживают верх. Мало того, что азербайджанская армия оказывается выброшена с территории Нагорного Карабаха: армяне оккупируют семь районов Азербайджана, которые полностью очищаются от азербайджанского населения. Более 500 тысяч азербайджанцев, выселенных за линию фронта, селятся в наспех построенных лагерях для беженцев. В свою очередь, Армении приходится принять около 300 тысяч армян, изгнанных из Азербайджана: некоторые из них бежали оттуда еще до начала конфликта - во время антиармянских погромов в Сумгаите в 1989 году. Количество погибших превышает 20 тысяч человек.
Когда в 1994 году было подписано соглашение о прекращении огня, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) полагала, что урегулирование может быть достигнуто в короткий срок. Но и 11 лет спустя ситуация остается все той же: линии фронта сохраняются, участники конфликта регулярно пытаются изменить их конфигурацию, что приводит к бессмысленной гибели людей с обеих сторон. На дипломатическом фронте Баку пытается изолировать Ереван от всех крупных региональных проектов: так, например, нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан проложен в обход Армении. В свою очередь, армяне цепляются за результаты своей победы и отказываются разговаривать о возвращении оккупированных районов до тех пор, пока азербайджанцы не признают независимости Нагорного Карабаха или его присоединения к Армении. С обеих сторон СМИ разжигают межнациональную рознь, неизменно изображая азербайджанца или армянина как извечного врага. История интерпретируется диаметрально противоположным образом. В обоих лагерях общественное мнение, уверенное в правоте своего дела, не готово соглашаться даже на минимальные уступки.
Но уступки понадобятся, если мы хотим избежать новой войны на Кавказе. Значительная часть нефтяных доходов Азербайджана идет теперь на укрепление армии, объявленная цель которой - освобождение оккупированных территорий и возвращение Карабаха. Азербайджанский президент только что объявил о 70-процентном увеличении оборонного бюджета, который в 2003-2005 годах и так был увеличен более чем в два раза: скоро расходы на оборону в Азербайджане будут равны бюджету всего армянского государства...
Тем не менее в этом году появилась надежда на мирное урегулирование: министры иностранных дел Армении и Азербайджана все чаще контактируют друг с другом в рамках Пражского процесса. Похоже, оба министра нашли в этом формате, под эгидой трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ (России, Франции и США), пространство, в котором их позиции могут изменяться в сторону сближения. Во время саммита стран СНГ, прошедшего в Казани 27 августа этого года, президент Армении Кочарян и президент Азербайджана Алиев провели уже вторую за последние четыре месяца встречу с глазу на глаз. Хотя руководители двух государств делают официальные заявления, не дающие особого повода для надежд, они дали главам своих дипломатических ведомств четкое указание: продолжать диалог.
Камней преткновения остается много. Азербайджанцы не могут предоставить Карабаху большего, чем статус широкой автономии, тогда как армяне требуют признания его независимости или присоединения к Армении. Армяне согласились бы вернуть пять оккупированных ими районов, расположенных к югу от Карабаха, но отказываются говорить о возвращении Лачинского и Кельбаджарского районов под азербайджанских контроль. Лачинский коридор, обеспечивающий прямое сообщение между Карабахом и Арменией, рассматривается властями Степанакерта как "дорога жизни", по поводу которой не может быть никаких переговоров. Что касается Кельбаджарского района (и в первую очередь Омарского ущелья, через которое в него можно попасть), то он обладает исключительной стратегической важностью для обороны Нагорного Карабаха.
Выходом из тупика могло бы стать подписание соглашения, которое бы урегулировало конфликт поэтапно и откладывало решение вопроса об окончательном статусе Нагорного Карабаха до завершения процесса. Армяне могли бы постепенно вывести свои войска из оккупированных районов и передать их под международный контроль. В свои дома смогли бы вернуться перемещенные лица. Соглашение предусматривало бы, что после возвращения азербайджанских беженцев все жители Карабаха - армяне и азербайджанцы, которые проживали там до 1991 года, - получат возможность высказаться на референдуме об окончательном статусе региона. Под международные гарантии все стороны должны принять обязательство согласиться с результатами референдума, даже если он приведет к провозглашению независимости этой территории.
Следовало бы всерьез отнестись к стратегическим вопросам, вызывающим озабоченность у армянской стороны, запретив азербайджанской армии дислоцироваться в ныне оккупированных районах и предоставив армянам возможность сохранить передовые наблюдательные посты в таких стратегически важных пунктах, как Омарское ущелье. Лачинский коридор должен стать полностью демилитаризованной зоной сообщения, которая соединяет Баку с Агдамом, а Степанакерт - с югом Армении, Нахичеванью и Турцией.
Такая модель позволила бы восстановить возможность контактов между азербайджанцами и армянами до определения окончательного статуса Карабаха. Но чтобы дать ей хоть небольшой шанс на успех, настоятельно необходимо, чтобы правительства обеих двух немедленно прекратили в СМИ кампании по разжиганию взаимной ненависти. Азербайджан мог бы более щедро вкладывать деньги от нефти в развитие экономики, а не в наращивание вооружений, а Армении следует понять, что в начале ХХI века не пристало выступать на международной арене в качестве державы-оккупанта. Восстановление контактов между людьми - единственный способ приступить к строительству мира.
Автор статьи является вице-президентом Международной группы по предотвращению кризисов