Россия и Европейский союз после многих лет партнерства, гордо называемого стратегическим, снова вовсю клянутся в верности общим интересам и ценностям. Гораздо меньше достижений у каждой из сторон, когда от слов приходится переходить к делу. В этом отношении европейско-российский саммит в Лондоне, можно сказать, превзошел все ожидания. Россия получила облегчение визового режима для отдельных групп граждан, в частности студентов и бизнесменов. За это Москва уступила ЕС в споре по вопросу о реадмиссии нелегальных иммигрантов.
Это еще не прорыв на пути к беспрепятственным путешествиям между Россией и государствами ЕС, однако президент Владимир Путин привезет домой нечто большее, чем ни к чему не обязывающее обещание полной отмены виз в отдаленном будущем. Он сможет предложить компромисс, пользу от которого вскоре почувствует хотя бы часть выезжающих в Европу. О неудаче было бы объявить гораздо сложнее. Ведь аналогичные послабления уже в двустороннем порядке без проблем действуют между Германией и Россией.
Москва и дальше будет настаивать на отмене остающихся преград для путешественников, а в Европе и дальше будут жить люди, которые видят в этом угрозу. При этом - ввиду достаточно неутешительных результатов Путина в вопросах демократии - удача главы Кремля в деле беспрепятственных поездок в Европу является хоть каким-то просветом. Конечно, ЕС должен соблюдать свои законные интересы в области безопасности. Но тот, кто при всем при этом хочет иметь открытую Россию, в долгосрочной перспективе должен позаботиться и об открытых границах.