Пекин, Токио и Сеул обсуждают планы Северной Кореи относительно ядерного оружия. По мнению экспертов, возможности оказать влияние на Пхеньян практически отсутствуют. Япония, Южная Корея и Китай планируют обсудить во время саммита заявление Пхеньяна о намерении провести испытания ядерного оружия. Специалисты по Северной Корее считают, что проведение подобных учений могло иметь внутриполитические основания
Ожидается, что в будущий понедельник в Сеул приедет новый премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Президент Южной Кореи Но Му Хен в будущую пятницу посетит Пекин. Это станет первой встречей с руководством Китая после возобновления дипломатических отношений 14 лет назад. По информации, полученной из Сеула, основной темой обеих встреч станет обсуждение северокорейских планов испытания ядерного оружия.
Такая ядерная держава, как Северная Корея, стала бы неконтролируемой угрозой миру во всем мире. Корейская Народно-Демократическая Республика, таково официальное название страны, является самым изолированным государством на Земле. Это истощенное, голодное государство с 23 млн жителей, которые на протяжении нескольких поколений находятся под гнетом своего рода сектантской пропаганды, уже несколько десятилетий прозябая в условиях дефицитной экономики. О политических процессах внутри страны можно только догадываться. Существует опасность того, что северокорейский режим может продать атомные бомбы не только другим мировым террористическим режимам. По заявлениям из Пекина, в стране, где может неожиданно случится государственный переворот, атомная бомба представляет опасность.
Даже если Пхеньян не приведет в исполнение свою угрозу относительно испытаний, дипломатии все равно нанесен чрезвычайный ущерб. Политика эскалации, которую Ким Чен Ир проводит с 2002 года, привела его в тупик. Не далее как летом этого года по его приказу были проведены испытания ракет, после того как в прошлом году, прекратив сотрудничество с МАГАТЭ и выйдя из договора по нераспространению, он официально объявил КНДР ядерной державой.
Специалист по разоружению и мировой политике шанхайского университета Фудань Шен Дингли считает, что возможностей повлиять на пхеньянский режим практически нет. Как он пишет в Policy Forum Online независимого Nautilus Institute (Сан-Франциско), введение более жестких санкций, чем уже существующие со стороны США и Японии, невозможно, а военный удар со стороны Америки немыслим. Режиму Ким Чен Ира гораздо важнее создать свое собственное оружие устрашения, чем даже поддерживать отношения с Китаем, который опасается потока беженцев, ожидаемого в случае смены власти в Пхеньяне. Во внутриполитическом плане Ким Чен Ир хочет укрепить свои позиции с помощью демонстрации силы. Испытания ядерного оружия принесут режиму больше пользы, чем вреда.
Специалист по Северной Корее Андрей Ланков, который читает лекции в Сеуле, считает, что режим измотан. В своем новом докладе он даже говорит о "естественной смерти северокорейского сталинизма".
По словам Ланкова, после голодного кризиса 1990-х годов, унесшего жизни около 600 тыс. человек, были начаты реформы, дестабилизировавшие режим. Стоящие вне партийной и военной иерархии группы выиграли в экономическом плане от осторожного, но все-таки предложенного доступа к рынкам и недовольны существующей политической ситуацией в стране. Сотни тысяч людей, которые убегали от голода в города с более или менее хорошим снабжением, стали другим дестабилизирующим элементом. После начала в 2002 году реформ в охватывающем все сферы жизни контроле появились прорехи. Кроме того, ставшие допустимыми контакты с жителями Южной Кореи показали населению Севера всю бедственность их положения.
С точки зрения исследователя Ланкова, Северная Корея больше не является сталинистским режимом. Страна неизбежно придет к развалу. Ее последней возможностью могла бы стать патриотическая мобилизация.