На переговорах "шестерки" с Ираном по поводу его ядерного досье дело сдвинулось с мертвой точки, пишут СМИ, оценивая эти подвижки неоднозначно. Пресса приветствует согласие иранцев на обогащение урана в России и утилизацию во Франции. Джон Болтон называет результаты переговоров очередной победой Тегерана.
На переговорах "шестерки" с Ираном по ядерной программе Тегерана произошел прорыв, пишет Le Temps, но очертания договоренностей расплывчаты. Главное достижение - в согласии иранцев на то, чтобы Россия занималась обогащением урана для иранских объектов, а его утилизация осуществлялась во Франции, полагает обозреватель Бернар Гетта. По мнению Вашингтона, это очень важный этап, потому что Россия будет обогащать уран до уровня, не позволяющего использовать его в военных целях, а утилизация во Франции исключит возможность направить его на производство бомб.
Однако, чтобы опасения крупных держав были действительно развеяны, иранцы должны доверить России такую долю своих запасов низкообогащенного урана, чтобы остающееся количество не позволяло им развивать военную программу, подчеркивает Гетта. Это вопрос пропорций, килограммов, но никаких конкретных обязательств в Женеве иранцы на себя не взяли.
Несмотря на то, что Обама назвал достигнутые в Женеве принципиальные договоренности с Ираном шагом вперед, на результаты встречи стали очередной победой Тегерана, утверждает в статье для The Wall Street Journal Джон Болтон, экс-представитель США в ООН.
Сами слова "принципиальная договоренность" - одни из самых ненадежных в дипломатическом лексиконе, пишет Болтон. Так, по окончании женевских переговоров посол исламской республики в Лондоне на вопрос, будет ли низкообогащенный уран перевозиться в Россию, заявил: "Нет, нет! Это пока не обсуждалось". Болтон отмечает, что Иран направит на российские предприятия по обогащению своих "наблюдателей" и неизвестно, не получат ли они новые технологии.
В резолюции 1696, принятой 31 июля 2006 года, напоминает Болтон, СБ ООН требует, "чтобы Иран приостановил всю деятельность, связанную с обогащением и переработкой, включая исследования и разработки". Таким образом, то количество низкообогащенного урана, что было произведено в Исламской республике за последние годы, само по себе является нарушением резолюции 1696, и, учитывая репутацию Тегерана, мы не знаем, совпадает ли задекларированный объем низкообогащенного урана с реальным, пишет эксперт. В итоге Обама, поддерживая использование нелегитимно обогащенного урана, идет вразрез с собственными заявлениями о том, что Тегеран должен выполнять "международные обязательства".
"Дообогащение" иранского низкообогащенного урана - шаг назад, считает Болтон. Доведение этого материала до отметки в 19,75% - серьезный шаг в неверном направлении, ведь уже с 40% уран считается высокообогащенным.
Кроме того, продолжает Болтон, президент США заявил, что международные наблюдатели будут допущены на ядерный объект близ города Кум в течение двух недель, однако позже пресс-секретарь Белого дома пояснил, что конкретной даты пока не назначено. Вашингтон вновь погрузился в хаос переговоров с Исламской республикой, что дает ей драгоценное время для развития ядерной программы. Мы теперь даже дальше от устранения иранской ядерной угрозы, чем были до Женевы, заключает опытный дипломат.
Между тем, согласно докладу МАГАТЭ, Иран располагает информацией о конструкции атомной бомбы, сообщает The New York Times. В этом документе обрисована сложно структурированная программа, которой руководит министерство обороны Ирана и которая "направлена на разработку ядерного боезаряда для ракеты "Шахаб-3", способной достигать Ближнего Востока и некоторых районов Европы.
Самое громкое заявление в докладе - мнение, что Иран располагает достаточной информацией для разработки и производства атомной бомбы имплозивного типа - то есть компактного устройства, которым можно снабдить боеголовку. Из выдержек также следует, что иранская сторона активно занимается разработками и испытаниями в таких областях, как создание высоковольтных детонаторов, полевые испытания взрывчатых веществ и конструирование боеголовок. Иран, со своей стороны, настаивает, что его ученые никогда не занимались разработкой боеголовок.
По мнению многих разведок, информация о конструкции бомбы имплозивного типа была предоставлена Тегерану пакистанским атомщиком А.К. Ханом, который также способствовал приобретению на черном рынке оборудования для обогащения. "Дополнительную информацию, возможно, сообщил один российский специалист по ядерному оружию, часто бывавший в Иране", - пишет газета, ссылаясь на инспекторов.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху передал Кремлю список российских ученых, которые, по версии Израиля, помогают Ирану разрабатывать ядерную боеголовку, утверждает The Sunday Times. Есть сведения, что список был вручен во время таинственного тайного визита Нетаньяху в Москву в сентябре, когда премьер провел переговоры с Путиным и Медведевым. "Смысл не в том, чтобы поставить Москву в неудобное положение, а в том, чтобы побудить ее к действиям", - сказал изданию источник, близкий к министру обороны РФ.
Около года назад со стороны МАГАТЭ звучала обеспокоенность действиями российских специалистов, работающих без одобрения властей России. "Однако представители Израиля уверяют, что российские ученые могут работать в Иране только с официального одобрения", - пишет газета.
По некоторым сведениям, Роберт Эйхорн, специальный советник госсекретаря Клинтон по делам нераспространения ядерного оружия и контроля вооружений, считает, что российские компании поставляли материалы для производства иранских баллистических ракет. Западные эксперты полагают, что к разработке боеголовки может быть причастна также Северная Корея, отмечает издание.