Триумф "Грузинской мечты" и признание Михаилом Саакашвили своего поражения - гигантский шаг вперед для грузинской демократии, пишут в статье для The International Herald Tribune Джоб Хеннинг (Center for the Study of the Presidency and Congress, США) и Нино Джапаридзе (кафедра глобальной политики, Университет Джорджа Мейсона).
То, что произошло, пойдет на благо практически всем, прежде всего грузинскому народу.
Политика Саакашвили, безусловно, помогла покончить со взяточничеством, наладить электроснабжение и создать почву для экономического роста. "Но практическая реализация этой политики давно приобрела авторитарный уклон", - пишут авторы. Парламентские выборы 1 октября покончили с политикой запугивания: народ заново самоутвердился.
А какую роль сыграли деньги Иванишвили? По мнению авторов, независимое финансирование из-за рубежа было единственным шансом на политические перемены: "Отечественное финансирование политических проектов в Грузии методически наказуется: шантаж, проверки налоговой инспекции, замораживание банковских счетов".
Победа Иванишвили - наилучший оборот дела и для Саакашвили. "В оппозиции он великолепно себя чувствует", - считают авторы.
Двум лидерам придется как-то сосуществовать. "Но разделенные ветви власти - нормальное явление, именно в этом и нуждается Грузия", - говорится в статье.
Возрождение демократической политической воли в Грузии - победа и для Соединенных Штатов: "мирная передача власти укрепляет региональную стабильность и становится важным прецедентом".
"И наконец, избрание "Грузинской мечты" - победа даже для российского народа, если не для президента Путина", - пишут авторы. Теперь Путину будет труднее изображать Грузию как врага.
А что делать международному сообществу? Оно должно по-прежнему участвовать в событиях и стараться обуздать нежелательные политические инстинкты Иванишвили, советуют авторы. Следует отслеживать попытки внешнего вмешательства в дела Грузии, но еще важнее - поощрять Грузию формировать свободную и справедливую политическую среду. Например, следует добиться, чтобы действие либерального закона о СМИ было продлено, - иначе у грузин вновь исчезнет доступ к неправительственным источникам информации.