Западные журналисты ухватились за соблазнительную версию о возрождении российского влияния в Грузии после победы "Грузинской мечты" на выборах, замечает обозреватель The Independent Марта Форести.
Однако не стоит чрезмерно фокусироваться на роли России, возражает автор. Результаты парламентских выборов не столь уж неожиданны: хоть Саакашвили и казался непобедимым, многие граждане Грузии устали от его авторитарного стиля и жаждут перемен.
Иванишвили - далеко не первый, кто бросил вызов Саакашвили, продолжает она. Но прежде оппозиционные партии были слабы и не имели четкой идеологии и последовательной политической программы. "А главное, у них было туго с деньгами, в то время как ЕНД пользовалась большой финансовой, а также политической поддержкой из США", - пишет автор.
Однако для Иванишвили деньги не проблема: он банкир. Ему легко достучаться до электората за пределами Тбилиси: он родом из села. Наладить отношения с Россией тоже нетрудно: "Иванишвили хорошо ладит с Кремлем и вернет Грузию в коммунистическое прошлое, если верить его оппонентам", - говорится в статье.
Но мнение западных наблюдателей, будто на Кавказе возрождается СССР, - лишь фантазия, уверена Форести. "Начнем с того, что в Грузии так сильны антироссийские настроения, что серьезный возврат к советскому образу жизни маловероятен", - говорится в статье. Иванишвили заверил, что возьмет курс на членство в ЕС и НАТО. С другой стороны, необходимо решить важные коммерческие вопросы в грузино-российских отношениях.
"Все это не похоже на возврат холодной войны", - полагает автор. Например, поражение Саакашвили можно трактовать как неизбежный разрыв устаревшего политического альянса с Западом. "Грузия - не единственная европейская страна, которой в ближайшие годы потребуется, возможно, больше российских друзей", - сказано в статье.
Если отныне политический процесс в Грузии станет более открытым, сбалансированным и трезвым, это будет заслуга самих грузин, а не Кремля или Капитолийского холма.