"В условиях жестких санкций и на фоне первых за три года крупных протестов в Иране иранские чиновники приступили к описанию "девятиэтапного плана" урегулирования ядерного кризиса в отношениях с Западом путем постепенного приостанавливая производства того урана, который будет проще всего преобразовать в ядерное оружие", - пишет The New York Times.
Но план требует такого количества уступок со стороны Запада, начиная со снятия всех санкций, блокирующих продажи нефти и ведущих к краху иранской валюты, что американские чиновники отклонили его как неработоспособный. Тем не менее, иранцы воспользовались своим визитом в США на прошлой неделе, чтобы попытаться заручиться поддержкой, дав понять, что верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи наконец ощутил давление, отмечает Дэвид Сэнджер.
"Думаю, было бы справедливо сказать, что в разведке существуют разные мнения о том, стало ли руководство режима проявлять серьезное беспокойство", - сказал один представитель разведки, когда его спросили, почему иранцы, похоже, отходят от прежних позиций, предполагавших, что их ничто не отвратит от производства среднеобогащенного урана, который можно преобразовать в оружейное топливо за несколько месяцев, говорится в статье.
"Он эксцентричен, и ранее мы были свидетелями того, как он подходил к заключению сделок и уходил в сторону", - сказал этот источник об аятолле Хаменеи.
По словам представителей американской администрации, соглашение обозначало бы крайние сроки, но не гарантировало, что Иран не сможет производить оружие. "Исходя из того, как они это структурировали, можно было бы перевозить топливо, и при этом оно бы оставалось в стране, - сказал высокопоставленный чиновник. - Они смогли бы заново начать программу в долю секунды. Им не нужно было бы отвечать на вопросы инспекторов" по свидетельствам проведения ими исследований в сфере ядерной технологии, и при этом они бы настаивали на том, чтобы агентство заявило о достижении урегулирования по всем вопросам.
"И мы должны были бы снять санкции, на введение которых уйдут годы, и то если мы добьемся согласия других стран", - добавил представитель администрации Обамы.