Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 сентября 2001 г.

Гай Чейзан | The Wall Street Journal

Путин выражает готовность выступить посредником в ближневосточном урегулировании

Заявляя о себе, как об искреннем посреднике между израильтянами и арабами, президент России Владимир Путин заверил израильского премьера Ариэля Шарона в том, что Москва готова внести существенный вклад в дело установления мира на Ближнем Востоке.

На встрече с Шароном, которая состоялась во вторник в Кремле, Путин указал на тесные отношения России с Израилем, чему способствует пребывание в Израиле около 1 млн. русскоязычных иммигрантов, а также на традиционно теплые отношения с арабским миром: все это предоставляет уникальную возможность для посредничества в этом конфликте.

Россия является сопредседателем ближневосточного мирного процесса, однако ее военная и экономическая слабость не позволяет Москве играть в нем серьезную роль. Теперь положение может измениться, принимая во внимание стремление Путина активизировать российскую дипломатию и восстановить статус России как мировой державы.

Однако, учитывая обеспокоенность Израиля поставками российских вооружений и ядерных технологий Ирану, неясно, сумеет ли Москва убедить израильское политическое руководство в своем нейтралитете в качестве посредника.

Тем не менее, поездка может оказаться на руку Шарону, которого международное сообщество подвергает резкой критике за жесткую позицию в отношении палестинцев, но который, в то же время, может быть уверен, что найдет в Москве благожелательную аудиторию. Его визит состоялся в то время, когда в центре Иерусалима камикадзе подорвал себя бомбой, ранив при этом нескольких человек. Путин заявил, что терактам против мирных граждан нет оправдания.

В последние годы Россия и Израиль значительно сблизились друг с другом, принимая во внимание общую обеспокоенность по поводу того, что Путин назвал "исламским террором": некоторые политики изображают обе страны одинаковыми жертвами мусульманского экстремизма, приравнивая борьбу Израиля против "Хамас" с крутыми мерами, принимаемыми Россией против исламских боевиков в Чечне.

Обе страны, в отличие от тех времен, когда СССР поставлял вооружения враждебным Израилю арабским странам, сотрудничают также в области производства военной техники. Израиль использует самолеты "Ил" российского производства, установив на них собственную современную систему обнаружения и контроля, а израильское авиационное электронное оборудование используется для модернизации российских истребителей "МиГ-21".

Однако Москва по-прежнему поддерживает тесные отношения с арабскими странами. В Москву зачастили арабские лидеры, стремящиеся заручиться политической поддержкой в их борьбе против Израиля. На прошлой неделе Москву посетил король Иордании Абдалла II, а в пятницу в российскую столицу должен прибыть Махмуд Аббас, которого считают заместителем Ясира Арафата.

Тесные отношения России с мусульманскими странами, особенно с Ираном, вызывают раздражение у Израиля. Он утверждает, что благодаря российским технологиям Ирану удалось создать ракету средней дальности "Шихаб III". Израиль рассматривает данный факт, как прямую угрозу своей безопасности. Во вторник Россия объявила, что в следующем месяце представит предложение о строительстве в Иране новых ядерных реакторов - в дополнение к одному, который она строит в Бушере. США решительно возражают против бушерского проекта, утверждая, что Иран может использовать эти технологии для создания ядерного оружия.

Министр иностранных дел России Игорь Иванов признал, что на состоявшихся в понедельник переговорах израильская сторона затронула вопрос о поставках Ирану технологий двойного назначения. По его словам, Россия приняла все необходимые меры, чтобы предотвратить экспорт технологий по производству ядерных ракет, но в то же время отметил, что Россия будет и дальше развивать свои отношения с Ираком и Ираном.

О том, как трудно будет России балансировать между контактами с Израилем и мусульманским миром, свидетельствует неожиданная отмена визита в Москву министра обороны Ирана Али Шамхани, который должен был начаться в понедельник и в ходе которого должны были обсуждаться вопросы поставки вооружений. Иранский министр заявил, что, если бы он и Шарон одновременно оказались в российской столице, то это было бы "подарком для сионистской пропаганды".

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru