Новый маршрут для российских поставок нефти на Запад. Транспортировка нефти по трубопроводу гораздо дешевле, чем танкерами
Этот проект обсуждается уже 15 лет, теперь он, наконец, вступает в силу: скоро будет начато строительство нефтепровода, который пройдет от черноморского побережья Болгарии до Александруполиса на севере греческого побережья Эгейского моря.
Ветка нефтепровода протяженностью 280 км, строительство которой обойдется, по предварительным оценкам, в 780 млн евро, должна стать альтернативой транспортировке нефти танкерами по перегруженному Босфору. При этом у России появляется важный транспортный маршрут для экспорта своей нефти на Запад.
Загрузка обеспечена
В понедельник президент России Владимир Путин, его болгарский коллега Георгий Пырванов и греческий премьер-министр договорились в Афинах о содействии продвижению проекта. Финансирование и загрузка нефтепровода будут обеспечены, заявил заместитель министра промышленности и энергетики России Андрей Дементьев. До конца этого года планируется завершить все переговоры по договорам в рамках греко-болгаро-российского совместного проекта. К строительству, по плану, можно будет приступить с начала 2007 года, а уже к концу 2009 года - начать эксплуатацию.
Идея строительства такого нефтепровода зародилась еще в 1992 году. Эксперты греческой Latsis Group, которая действует в сфере танкерной транспортировки и нефтепереработки, еще в то время прогнозировали резкий скачок объемов экспортных поставок нефти из России и других стран СНГ. По оценкам специалистов, сделанным в то время, львиная доля экспорта нефти должна была осуществляться танкерными перевозками из портов на Черном море через средиземноморский пролив Босфор. Этот прогноз оправдался: начиная с 2001 года количество танкерных рейсов увеличилось в три раза.
Босфор стал хронически страдать от тяжелой нагрузки. Капитаны танкеров были вынуждены маневрировать своими гигантами, вписываясь в 14 узких поворотов и проходя отрезки, где ширина пролива составляла всего 660 метров. А поскольку танкер может проходить пролив только при дневном свете и хорошей видимости, корабли, особенно в зимние месяцы, были вынуждены по нескольку дней простаивать в черноморских портах, ожидая благоприятной возможности. Специалисты оценивают ежегодный ущерб, который наносился прежде всего России в результате подобных проволочек, в 800 млн долларов.
Москва демонстрирует живейший интерес
В этой связи Москва в первую очередь заинтересована в строительстве нефтепровода. Однако процесс все время затягивается из-за того, что стороны (Греция, Болгария и Россия) никак не могут договориться о долях участия в проекте.
С российской стороны выступают такие компании, как TKN BP, совместное британо-российское предприятие, а также энергетические концерны "Роснефть" и "Газпром". Болгария представлена подконтрольной государству компанией Oil Pipeline Burgas, интересы Греции представляет наряду с Latsis энергетический концерн Copelouzos, а также находящаяся под контролем государства компания Hellenic Petroleum. Через линию нефтепровода, толщина стенок которого будет достигать 90 см, сначала будет проходить 15 млн, а позднее и 35 млн тонн сырой нефти от Черного до Средиземного моря. Это составит почти треть от объема нефти, которая сегодня перевозится на танкерах через Босфор и Дарданеллы. По предварительным расчетам, транспортировка одной тонны нефти по трубопроводу обойдется на 8 долларов дешевле, чем на танкере по Босфору.