Ключевая цифра - 15. Это количество мест, которые Демократическая партия США должна завоевать на промежуточных выборах (7 ноября), чтобы вновь возглавить палату представителей после 12 лет оппозиции и предвыборных унижений. За два месяца до голосования энтузиазм сторонников "партии осла" достиг апогея. Лидеры в ходе различных ток-шоу выступают с оптимистичными посланиями, fund raiser, лица, занимающиеся финансированием избирательной кампании, собирают миллионы долларов, чего никогда раньше не было, результаты опросов - благожелательные, в блогах уже поют победу и предрекают ненавистному Бушу два года ада под конец его царствования.
Но для реальной победы недостаточно одного энтузиазма, и партийные аналитики пытаются загасить пламя восторга: еще рано думать, что победа в кармане, избирательная кампания еще не началась, вспомните, что у республиканцев всегда в запасе были какие-то сюрпризы. Чтобы победить, требуются голоса, и математическую задачку решить довольно просто: нужно победить в 15 республиканских "округах", чтобы захватить палату представителей, и нанести поражение "великой старой партии" в шести сражениях в сенате, чтобы одержать полную победу и контролировать обе палаты конгресса. И, естественно, сохранить всех своих депутатов и сенаторов.
7 ноября избирателей пригласят к урнам, чтобы обновить всю палату (435 мест) и треть сената (33 из 100), кроме того, должны пройти выборы губернаторов десятков штатов, а также референдумы - местные или в масштабах штата. В сенате у республиканцев 232 места, у демократов - 202, одно место у независимого конгрессмена. В сенате республиканцы располагают 55 местами, демократы - 44, один депутат - независимый. В случае равенства (50 на 50) республиканцы останутся в большинстве благодаря решающему голосу председателя сената (вице-президент Дик Чейни).
Палата депутатов. Согласно данным опросов, кандидаты-демократы сегодня стоят во главе 17 округов, находящихся в руках республиканцев: три в Индиане, два в Коннектикуте, по одному в Аризоне, Колорадо, Флориде, Иллинойсе, Айове, Кентукки, Нью-Мехико, Нью-Йорке, Северной Каролине, Огайо, Пенсильвании и Вирджинии. В мае в восьми из этих штатов кандидат от республиканцев опережал соперника. Прежде всего, Индиана и Огайо, два прочно республиканских штатах (Огайо стал одной из решающих карт в пользу Буша на президентских выборах 2004 года), могут доставить самые серьезные неприятности "старой великой партии".
Сенат. Демократы убеждены, что могут получить 5 мест в Род-Айленде, Пенсильвании, Огайо, Монтане и Миссури. Чтобы завоевать большинство, они должны одержать победу хотя бы в одном из штатов: Теннесси, Аризона или Вирджиния. И надеяться, что не потеряют места в Миннесоте, Мериленде, Нью-Джерси и Вашингтоне. Сегодня они в руках "партии осла", но в этих округах республиканцы ведут себя наиболее агрессивно. Под вопросом остается Коннектикут, где сенатор Либерман (бывший кандидат на пост вице-президента) потерпел поражение на предварительных выборах от миллиардера и "пацифиста" Неда Леймонта и решил продолжить предвыборную гонку как независимый с отличными шансами на победу. Либеран заявил, что остается демократом, но его победа будет воспринята Демократической партией как потеря места, принимая во внимание позиции уходящего сенатора по войне с терроризмом и по Ираку.
Именно эти две темы будут центральными в ходе предвыборной кампании в ближайшие два месяца. Постоянно терявший популярность Буш сумел немного приподняться, согласно опросам, после разоблачения терактов в Лондоне и убийства и захвата некоторых членов "Аль-Каиды" в Ираке. Демократы, со своей стороны, решили превратить тупиковую ситуацию в Ираке в боевого коня. Рискованный выбор, который в конечном итоге может оказаться бумерангом, потому что Ирак увязывается с войной с терроризмом, и большинство американцев, даже критически относящиеся к ситуации в Багдаде, продолжают верить, что Буш и республиканцы обладают большими способностями в решении вопросов, связанных с терроризмом и внутренней безопасностью.