Введение евро стало бы наградой двум балтийским государствам - и стимулом для других новых членов ЕС
За время после расширения Европейского союза, произошедшего два года назад, новые члены ЕС из Восточной и Центральной Европы впечатляющим образом демонстрируют свой потенциал. Рост экономики в них преимущественно высок, инфляция низка, резко выросли экспорт и инвестиции. Конечно, чтобы каждая из этих стран достигла западноевропейского уровня жизни, сделать еще предстоит немало, но этот процесс идет и, как правило, в быстрым темпе - без больших издержек и, что немаловажно, с выгодой для 15 старых членов. Однако эти благоприятные тенденции - не результат автоматизма; чтобы данное развитие продолжалось, нужны еще более активные действия.
Стратегия успеха должна строиться на фундаментальных экономических различиях между новыми и старыми странами-членами. Прежде всего, важно, чтобы ярко выраженная разница в доходах между национальными экономиками стран-основателей на Западе и новыми странами Центральной Европы использовалась во взаимных интересах.
Новым членам ЕС не хватает капиталов. В результате закрытия старых производств периода планового хозяйства средний уровень инвестиций на одного работающего составляет всего лишь около 40% от уровня старых стран ЕС. Сочетание нехватки капиталов и относительно низких зарплат означает, что инвестиции в новые страны-члены должны приносить доход выше среднего. Конечно, не слишком хорошие рамочные условия для предприятий в Центральной Европе могут расстроить эти планы. Несмотря на несомненный огромный прогресс последних 15 лет, между старыми и новыми странами ЕС все еще существуют значительные различия: в качестве правовых систем, общественного управления и политических структур. Инфраструктура также все еще сильно отстает от западноевропейского уровня - а она входит в число решающих факторов, определяющих продуктивность труда и капитала. Членство в ЕС обещает улучшения во всех этих областях, вероятно, даже более быстрое - что снова должно положительно отразиться на доходах от инвестиций, вложенных в новые страны-члены Евросоюза.
Одновременно национальные сбережения в старых странах ЕС, как правило, выше национальных инвестиционных потребностей. Из этого следует, что национальные экономики Западной Европы постоянно находятся в поисках прибыльных инвестиционных возможностей за границей. Новые члены ЕС, в которых ощущается нехватка капиталов, предлагают себя в качестве инвестиционно привлекательных стран. Значительные приливы капиталов - например, в Эстонию, где они в 2005 году составили примерно 12% ВВП - делают это обстоятельство очевидным. Такие инвестиции увеличивают производительность труда и, соответственно, уровень доходов в странах-получателях - по крайней мере до тех пор, пока приливы капитала помогают частной экономике, а не подпирают слабые государственные финансы. Большая часть прямых инвестиций делается в целях расширения западных предприятий на Восток.
Никто не спорит, что утечка капитала из старых стран-членов может поначалу потянуть за собой сокращение рабочих мест в Западной Европе. Но нельзя забывать, что в конечном счете перенос производства помогает предприятиям и банкам из старых стран-членов ЕС оставаться конкурентоспособными в мировом масштабе. Это опять-таки способствует росту собственного производства и занятости, так что потеря рабочих мест восполняется хотя бы частично.
Серьезные препятствия на пути всеобщей выгоды от членства в ЕС могут возникнуть в том случае, если новые страны-члены будут проводить ошибочную экономическую политику. Таким образом, исчезнет привлекательность стран для долгосрочных инвестиций, которым особенно важна стабильность в виде низкого бюджетного дефицита и низкой инфляции. Страны с непоследовательной экономической политикой, где структурные реформы и бюджетная консолидация становятся жертвами политических разногласий, рискуют остаться в стороне. Так, например, за последние годы рост национальных экономик балтийских стран с их сильной экономической политикой значительно превышал среднее значение в новых странах-членах ЕС. Если отдельные страны Центральной Европы и дальше будут проводить такую разную экономическую политику, то очевидно, что процесс приближения к уровню западных стран будет протекать в двух скоростных режимах, причем мерилом для инвесторов станут наиболее успешные государства.
Но и для стран, которые проводят правильный экономико-политический курс, существует риск, связанный с быстрым приближением к уровню доходов в старых членах ЕС. Преимущества тесной интеграции рынка долгосрочных капиталов крепко связаны с риском роста обменного курса - это неизбежный побочный продукт значительного прилива капитала из стран, где хождение имеет другая валюта. Отсюда есть только один выход - включение всех новых членов ЕС, проводящих серьезную экономическую политику, в зону евро. Это сразу же устранит все возможные валютные риски, причем безо всякого оттока капиталов. Уже одно только известие о предстоящем вскоре введении евро вызвало значительный приток капитала, в частности, в Эстонию и в Литву.
Поэтому новые страны-члены, если они отвечают основным условиям, должны быть быстро включены в зону евро. Чтобы приспособиться к постоянно изменяющимся условиям, их рынки труда и товарные рынки должны быть достаточно гибкими, а государственные финансы должны полностью отвечать критериям Маастрихта. В этом случае пользу от расширения еврозоны получат как новые, как так и старые члены ЕС - и подобный успех может побудить отстающие страны сменить свой экономико-политический курс на такой, который оказался успешным в других государствах. Безусловно, достичь можно многого - причем для всех стран, - если интеграция расширенного ЕС будет укрепляться таким образом.
Сьюзан Шадлер - заместитель директора европейского отделения МВФ