Кризис, пахнущий долларами. Если говорить точнее, 10 миллиардами. Именно такую "компенсацию" намерено потребовать казахское правительство, чтобы закрыть спор с консорциумом нефтяных компаний во главе с ENI, принимающим участие в проекте по освоению Кашагана - самого крупного нефтяного месторождения, открытого за последние 30 лет.
Требование, озвученное вчера заместителем министра финансов центральноазиатской страны Даулетом Ергожиным и мотивированное позднее задержкой с началом работ, направлено консорциуму NCSPSA (North Caspian Sea Production Sharing Agreement), в который помимо ENI входят ExxonMobil, Shell и Total с 18,52% каждая, ConocoPhillips с 9,26% и Inpex и KazMunayGaz (государственная компания) - обе обладают 8,33%. Но переговоры продолжаются. Глава делегации консорциума, директор отделения ENI по разведке и добыче Стефано Као попытался притушить огонь: "Консорциум пока участвует в открытом и конструктивном диалоге с казахскими властями, и предпринимаются все усилия для поиска путей решения обсуждаемых вопросов. Мы надеемся, что все вопросы будут решены в рамках заключенных соглашений и в рамках соглашения по квотам".
Правительство Казахстана на три месяца прервало работу консорциума, возглавляемого ENI, оправдывая такой ход экологическими проблемами. В этой ситуации просматривается аналогия с недавним спором между Royal Ductch Shell и Россией, в результате которого британский колосс был вынужден отказаться от контроля над месторождением "Сахалин-2", уступив место "Газпрому" в результате политического давления, оказывавшегося под видом борьбы с нанесением вреда окружающей среды. По мнению некоторых аналитиков, за маневрами казахского правительства стоит Россия. Стоит также отметить, что интерес к месторождению Кашаган стал еще сильнее, особенно после того, как нефть стала стабильно стоить больше 60 долларов за баррель. Московские газеты высказывают предположение о том, что возможной альтернативой консорциуму, возглавляему ENI, является "Лукойл".
По данным Financial Times, напротив, правительство Казахстана стремится к укреплению роли государства в нефтяной сфере, о чем свидетельствует недавно принятый закон о расширении присутствия KazMunaiGaz в будущих проектах на Каспийском море. Но этой компании еще предстоит доказать, что она обладает необходимым опытом и достаточно прочной финансовой базой для разработки гигантского месторождения.
23 октября, когда истекут 60 дней, которые правительство Астаны дало консорциуму во главе с ENI для получения необходимых объяснений, сценарий, возможно, станет более определенным.