Ссылаясь на "материнство", Сесилия Саркози добилась освобождения болгарских медиков. Она отказывается предстать перед парламентским расследованием.
Вчера первая леди Франции, Сесилия Саркози, отвергла призывы рассказать парламентской комиссии по расследованию о своей роли в освобождении болгарских медсестер из ливийской тюрьмы, заявив, что в обмен на их свободу она предложила лишь медицинскую помощь.
На фоне споров о том, не использовали ли Франция и Ливия сенсационное освобождение медицинского персонала для продвижения своих переговоров по оружию и ядерной энергии, Сесилия Саркози дала эксклюзивное интервью, в котором рассказала, как ей, "женщине и матери", удалось смягчить сердце ливийского лидера Муаммара Каддафи.
Бывшая модель удивила Францию своим неожиданным вторжением в международную дипломатию этим летом, предприняв две поездки в Ливию в качестве представительницы своего мужа на завершающей стадии переговоров об освобождении шести болгарских медсестер и палестинского врача, которые восемь лет провели в тюрьме по обвинению в заражении детей ВИЧ.
В своем первом интервью после того, как Николя Саркози стал президентом, его жена рассказала региональной газете L'Est Républicain, что предложила властям Ливии медицинские стажировки и оборудование.
Она сообщила, что говорила с полковником Каддафи "по-английски, лицом к лицу, без переводчика" и более 50 часов потратила на "неустанные" переговоры с разными ливийскими чиновниками. Свой успех она объяснила тем, что "приехала Ливию как женщина и мать, не стесненная всей сложностью международных отношений, но с твердым намерением спасать жизни".
О полковнике Каддафи жена президента сказала следующее: "Я думаю, он понял, что с моей помощью сможет совершить человеческий поступок, который улучшит его имидж".
Июльское освобождение медиков позволило президенту Саркози нанести в Триполи официальный визит, результатом которого стали соглашения по сотрудничеству в оборонной сфере и по вопросам ядерной энергетики. Франции и Ливии пришлось четко обозначить отсутствие связи между освобождением медиков и соглашением на поставку Каддафи противотанковых ракет от европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS, в котором Франция официально является главным акционером.
Французские социалисты требуют, чтобы парламентское расследование установило, не было ли соглашение по оружию вынужденным, и настаивают на том, чтобы Сесилия Саркози дала показания по поводу своей нетрадиционной дипломатической деятельности.
Саркози заявила L'Est Républicain, что отчитываться перед парламентской комиссией "не ее дело". "Моя поездка в Ливию не имеет ничего общего с противоборством левых и правых сил", - сказала она.
Из Елисейского дворца поступило заявление, что допрос Сесилии Саркози комиссией будет противоречить конституции. Вместо нее перед парламентариями предстанет Клод Геан, генеральный секретарь Елисейского дворца, который сопровождал жену президента в поездке.
С тех пор, как Сесилия Саркози совершила свои поездки в Ливию, которые политические противники ее мужа называют "брачной терапией на мировой арене", во Франции ведутся дебаты по поводу официальной роли первой леди.
Вчера Саркози сказала: "Никому не удастся удержать меня от попыток облегчить страдания людей, где бы они ни находились".