Таким образом генеральный прокурор Чайка отреагировал на серьезные промахи следствия. Подозреваемые снова на свободе
Для Юрия Чайки это был замечательный день. Сначала о большом успехе он доложил своему президенту, а несколько позже - еще и российской прессе. Однако сейчас уже нет никаких сомнений: то, что в прошлый понедельник генеральный прокурор преподнес главе Кремля Владимиру Путину и общественности как успех в расследовании дела об убийстве журналистки Анны Политковской, оказалось в лучшем случае первым шагом к нему. "Четко построенная версия следствия стала рассыпаться как карточный домик", - пессимистически отметила во вторник газета "Твой день". После ряда неудач, ставших достоянием общественности, Чайка, похоже, был вынужден принять радикальное решение.
Чайка отстранил от дела главного следователя, сообщило информационное агентство "Интерфакс" со ссылкой на источники в Генеральной прокуратуре. Утверждается, что от должности освобожден также начальник отдела по расследованию особо тяжких преступлений.
На пресс-конференции Чайка заявил, что дело об убийстве Политковской практически завершено, проинформировал журналистов о более чем десяти произведенных арестах и туманно высказался о следах, якобы ведущих за границу. "Это убийство выгодно, прежде всего, тем людям и структурам, которые нацелены на дестабилизацию обстановки в стране, изменение конституционного порядка, формирование в России кризисов, возврат к прежней системе управления, когда все решали деньги и олигархи", - сказал он.
Одно это недвусмысленное указание на олигарха Бориса Березовского, проживающего в эмиграции в Лондоне, породило серьезные сомнение, наталкивая на мысль о заказе из Кремля. "Весь ход следствия никоим образом не указывает на то, что следы ведут за границу", - возражает Андрей Липский, заместитель главного редактора "Новой газеты" - издания, для которого Политковская писала свои репортажи из Чечни и других российских регионов.
Однако, похоже, что тупиковым оказался не только мнимый след, ведущий за границу. Двоих арестованных за недостатком улик практически сразу пришлось освободить. Третий подозреваемый, как выяснилось, в октябре 2006 года, в момент совершения преступления, находился в заключении. Следствию был нанесен удар и со стороны Московского военного суда: он счел арест подполковника ФСБ Павла Рягузова незаконным по причине несоблюдения процессуальных норм. Как выяснилось, Рягузов был задержан вовсе не по делу Политковской, а из-за того, что в 2002 году, не имея на это законных оснований, держал некого гражданина в наручниках.
До сих пор Чайка, который как доверенное лицо Путина возглавил в прошлом году Генеральную прокуратуру, никак не комментирует эту серию срывов. Конечно, гораздо легче представить дело законченным и увенчать себя лавровым венком, чем сейчас взять на себя ответственность за провалы, отмечают российские журналисты. При этом, по твердому убеждению журналистов "Новой газеты", преждевременной пресс-конференцией Чайка нанес серьезный ущерб следствию и осложнил работу следователей. Во вторник Генеральной прокуратуре удалось-таки записать на свой счет маленький успех - Московский гарнизонный военный суд все же дал санкцию на арест подполковника ФСБ Рягузова.