Может ли Россия реформировать свои устаревшие Вооруженные силы, не пугая США?
"Не только Митт Ромни обеспокоен геополитическими амбициями России. Четыре года спустя после окончания короткой русско-грузинской войны Тбилиси вновь взволнован: 15 сентября Россия проведет военные учения в Армении, а через два дня начнет еще более масштабные учения на Северном Кавказе. Не стоит удивляться, что правительство Саакашвили встревожено", - пишет директор Центра Карнеги в Москве Дмитрий Тренин в статье для Foreign Policy.
Российская армия не будет нападать на Грузию и ниспровергать ее президента, заверяет автор. Русских, скорее, беспокоят нарастающие трения между Арменией и Азербайджаном, а также расширяющийся кризис на Ближнем Востоке.
Это разграничение конфликтов с соседями и более глобальных проблем является новшеством и согласуется с военной доктриной, принятой два года назад как часть программы Москвы по реформированию российской армии. Эта доктрина отказывается от идеи участия в крупномасштабных военных действиях. Главная задача российских Вооруженных сил сейчас - быть готовыми к участию в локальных конфликтах, поясняет Тренин.
"Российская военная реформа, сигналом к которой послужило назначение бывшего бизнес-менеджера и налоговика Анатолия Сердюкова на пост министра обороны в феврале 2007 года, оказалась довольно успешным шагом к изменению структуры закоснелой части государственной машины", - пишет автор статьи. По его мнению, настоящим стимулом к реформе стала война с Грузией, в которой российская армия показала себя далеко не лучшим образом.
Дмитрий Тренин так описывает суть реформы: центральной частью ее плана стала замена концепции мобилизационной армии постоянными, мобильными и более профессиональными военными силами. Система командования и управления должна быть упорядочена, арсенал вооружения обновлен, готовность к ведению военных действий увеличена, а призывники заменены добровольцами.
На данный момент эти цели достигнуты лишь частично, говорится в статье. Упорядочение произошло, зарплаты военнослужащим офицерского состава удвоены или даже утроены, учения стали проводиться чаще. При этом планы госзакупок потерпели неудачу; стабильный корпус младших офицеров до сих пор не создан, реформа военного образования и подготовки кадров отложена.
Тем не менее, что-то начало меняться в российских вооруженных силах впервые за два десятилетия, полагает Тренин. Для страны, которая громогласно заявляет о своей стратегической независимости, безусловно необходимо обладать пригодным военным инструментом, признает он, но подчеркивает, что "самый важный вопрос касается не огромных бюджетных затрат на его содержание, а генеральной стратегии".
"Гордый свое прагматичностью путинский режим видит Россию в одиночестве, в основном лишенной друзей в мире", - говорится в статье. Он видит в Америке главного врага и надеется на продолжение добрососедских отношений с Китаем, но вряд ли у него есть на это шансы, считает эксперт.
"Если и есть что-то, что может улучшить российскую стратегию, так это демилитаризация отношений с Соединенными Штатами, и сотрудничество по системе ПРО в Европе может стать важнейшим шагом к достижению этой цели", - утверждает Дмитрий Тренин.