На сайте немецкого еженедельника Die Zeit опубликована статья Максима Киреева, посвященная российской политике в отношении Сирии. Журналист убежден, что при ее выработке "речь для Кремля идет не только о великодержавных амбициях, но и о прагматичной внутренней политике. На карту поставлена стабильность на Кавказе".
На недавнем митинге в Махачкале, столице Дагестана, где собрались в основном верующие мусульмане, сообщает издание, митингующие однозначно высказывались против сирийского президента Башара Асада и поддерживали его оппонентов, которые хотят ввести в стране законы шариата. Это, полагает автор материала, лишь одно из свидетельств радикализации мусульман юга России. По официальным российским данным, в гражданской войне в Сирии принимают участие около 200 российских исламистов. По неофициальным - их тысячи.
Издание напоминает, что Сирия является союзником России еще с советских времен. Многие годы Москва поставляла туда оружие. Падение Асада будет ознаменовано для Москвы "очевидной потерей влияния в регионе, где ее последним союзником останется Иран". Российский президент Путин, которого Запад упрекает за его политику в отношении Сирии, прекрасно понимает, что если победят повстанцы, Сирию ждет "хаос и распространение ислама". Поэтому он готов согласиться на нанесение военного удара, только если "Запад представляет неопровержимые доказательства использования химического оружия. Лучше всего в Совете Безопасности ООН".
Однако, продолжает автор статьи, "подобное упрямство - результат не только великодержавных амбиций Путина". Россия в сирийском конфликте - это "единственный в мире крупный международный игрок, которому приходится считаться с серьезными внутриполитическими последствиями". Далее издание цитирует Федора Лукьянова, главного редактора журнала "Россия в глобальной политике": "В случае исламизации Сирии ее связи с братьями по вере на Северном Кавказе могут укрепиться".
Хотя за последние годы российский Кавказ несколько успокоился, он, тем не менее, постепенно выходит из-под контроля органов безопасности. "Позиция радикальных северокавказских группировок в отношении Сирии принципиально отличается от позиции Москвы", - говорит российский специалист по исламу Курбанов.
Тем временем верные Москве правители Чечни и Дагестана посылают к молодым мусульманам своих священнослужителей, чтобы отговорить их от поездки в Сирию. В свою очередь, российские спецслужбы боятся возвращения сограждан из Сирии, ведь, как утверждает Раис Сулейманов из Центра стратегических исследований Татарстана, "нет никаких гарантии, что воины Аллаха, набравшиеся в Сирии опыта, не продолжат свою борьбу на российской территории".