После выборов в 2011 году Россию захлестнула невиданная по своему размаху волна протестов. В этом году 18 сентября в стране пройдут очередные парламентские выборы, но времена уже не те, констатирует постоянный автор Tagesspiegel Ник Афанасьев.
Тема России - одна из самых благодатных для дискуссий, считает журналист. Страна настолько полна противоречий, что строит мосты, которые больше разъединяют, чем объединяют. Примером тому может служить Керченский мост протяженностью 19 км, который объединит полуостров Крым с Россией - и еще дальше отдалит Россию от Европы.
"Аннексия Крыма в марте 2014 года стала кульминацией нового конфликта между Востоком и Западом. Однако на самих русских этот конфликт, все эти споры вокруг судьбы страны подействовали удивительным образом: с одной стороны, это сталкивает людей с разными точками зрения, с другой - объединяет их в политическом плане как никогда. И прежде всего в самом Крыму", - замечает Афанасьев, совершивший путешествие по России.
"Как дела тут у нас, мы поймем, когда мост будет готов. Мы же отрезаны от всех - от Украины и от России, - говорит водитель такси. - Хорошо, что мы теперь принадлежим к России. Здесь по крайней мере нет войны".
О войне в восточно-украинском Донбассе, стиснутом между Украиной и пророссийскими сепаратистами, на приморском променаде напоминает щуплый подросток, играющий на флейте. Перед ним стоит коробка с написанным на ней одним-единственным словом: Донецк. Туристы бросают в коробку монеты: на войну, на мир, за русское дело за пределами России, пишет автор.
С плакатов за всем этим наблюдает президент: часто строго, иногда с добротой во взгляде. "Мы хотим сделать Крым и Севастополь динамично развивающимися субъектами Российской Федерации", - цитирует Владимира Путина надпись на плакате. Его можно увидеть и на граффити в матросской тельняшке. Всматриваясь в морскую даль, Путин-матрос изрекает: "Крым - наше общее достижение". После аннексии Россия чествует саму себя. Крым чествует Путина, считает Афанасьев.
В 2011 году после парламентских выборов россияне удивили весь мир и самих себя, протестуя не столько против фальсификаций на выборах, сколько против трансформации своей страны в автократию. 18 сентября Россия снова выбирает парламент, однако на этот раз протест все равно что мертв, говорится в статье.
Жаркий летний день. На мосту в центре Москвы, где в феврале 2015 года был застрелен оппозиционный политик Борис Немцов, стоит мужчина с седой бородой. За ним - фотографии Немцова, цветы на асфальте - нельзя только доставать российский флаг. "Вот они, преступники, - говорит он и указывает в сторону расположенного рядом Кремля. - Когда достаешь флаг, тут же подходят полицейские и спрашивают, кому он принадлежит. Если активист говорит: "Мне", - они его забирают. Если никто не признается, они забирают флаг".
"Москва в эпоху новой холодной войны выглядит как абсолютно западный город. Пешеходные зоны, дорожки для велосипедов, улицы чище, чем в том же Берлине, а небоскребы выше лондонских, - повествует автор. - Москва - государство в государстве, такое же далекое от остальной России, как и в советское время. А чтобы связь с огромной страной не прерывалась, власть идет туда сама, особенно сейчас, в преддверии выборов".
В 200 км к востоку от Москвы - посреди леса, на берегу идиллической речушки - проходит Всероссийский молодежный образовательный форум "Территория смыслов". Около тысячи "молодых депутатов и политических лидеров" встречаются для обмена мыслями и идеями с политической элитой страны. Здесь ведутся дискуссии и зачитываются доклады. С докладом выступил и политолог Сергей Марков. "Мы наблюдаем в нашей стране парадокс. Курс президента пользуется широкой поддержкой. Однако, несмотря на это, у значительной части населения страны терпение подходит к концу", - отметил эксперт. По его словам, в отличие от 2011 года партии больше не соперничают друг с другом, а выступают против внешнего врага - США. Они, считает Марков, хотели помешать выборам и в перспективе поделить страну. "Германия, согласно плану, должна была получить Кёнигсберг", - заявил Марков, и никто ему ничего не возразил, пишет автор.
Власть то и дело пытается найти квадратуру круга: настоящие дебаты, жесткая критика власть имущих и конкуренция идей - все это пусть будет, но при этом никто не сомневается в исходе выборов. Да и изменений в структуре власти никто не потерпит, констатирует Афанасьев. Так, наряду с "Единой Россией" в новую Думу войдут коммунисты, радикальная ЛДПР и "Справедливая Россия". Политологи называют эти три партии "системной оппозицией", поскольку они предпочитают договариваться с властью, а не добиваться власти самим.
По-настоящему оппозиционные партии в выборах хоть и участвуют, однако, согласно опросам авторитетного "Левада-центра", не могут рассчитывать более, чем на один процент голосов избирателей. Популярность "Единой России" составляет около 40%, Путин стабильно пользуется доверием более 80% россиян, сообщает автор.
Для того, чтобы выборы были похожи на выборы, Центризбирком возглавила Элла Памфилова - даже многие критически настроенные к Кремлю наблюдатели ожидают, что в этом году манипуляций будет меньше. "Власть Путина и "Единой России", похоже, настолько стабильна, что они могут позволить себе относительно честные выборы", - замечает Афанасьев.
Продвигаясь дальше на восток страны по хорошим новым дорогам, знакомишься с такими красивыми обновленными городами, как Казань и Екатеринбург, продолжает автор. Крупнейший город на Урале будет принимать гостей ЧМ по футболу 2018.
Чем дальше поезд уносит немецкого журналиста через Сибирь на восток, тем чаще, по его словам, он слышит фразу "Москва далеко". Недалеко от космодрома Восточный в поезд садится Роман. У него уже открыта банка пива, и он начинает говорить о накипевшем: "Эти летают в космос - а нам тут расхлебывать приходится". Роман не был дома уже пять месяцев, ездил на заработки, работал на стройках. Дома его ждут жена и двое детей. "Я уже не знаю, рад ли, что возвращаюсь", - говорит он, доставая вторую банку пива. "Мы здесь не живем - мы выживаем". Роман будет голосовать за ЛДПР Владимира Жириновского, который хочет восстановить границы СССР и как-то в прямом эфире ударил по лицу одного либерала. "Он, по крайней мере, говорит правду", - считает Роман.
Поезд прибывает на конечную остановку - во Владивосток. Город за последние годы превратился в настоящий мегаполис на берегу Тихого океана. Одной из главных современных достопримечательностей стал мост, перекинутый к острову Русский. На стене, примыкающей к мосту, метровое изображение очертаний Крыма, такого далекого и близкого одновременно. И подпись: "Остров - Русский, Крым - российский".