"Три источника независимо друг от друга подтвердили в интервью журналу Time, что Владислав Сурков ездил на святую гору Афон примерно в то же время, когда и российский президент", - сообщает журналист Саймон Шустер. Путин посетил Афон 28 мая в сопровождении священников, чиновников, руководителей топливно-энергетических компаний и состоятельных меценатов, напоминает издание.
Автор сообщает: на вопрос о поездке Суркова Кремль ответил, что эта информация "не соответствует действительности".
"Суркову запрещен въезд в США и ЕС с 2014 года, когда он помогал срежиссировать российскую аннексию Крыма", - говорится в статье.
Те, кто наблюдает за Кремлем, сочли участие Суркова в поездке на Афон маловероятным. Автор поясняет: "В ближайшем окружении Путина предостаточно благочестивых официальных лиц (аппаратчиков, которые в 1990-х, когда политические веяния в России сменились, перешли с советских догматов коммунизма на столпы православной веры), но Сурков всегда держался от них поодаль".
Он создал себе репутацию просвещенного хипстера, чьи интересы мало гармонируют с традициями православия. "И даже когда в 2012-2013 годах Сурков курировал в правительстве вопросы взаимодействия с религиозными организациями, православные традиционалисты называли его интеллектуальные увлечения признаком предполагаемого "сатанизма", - пишет Шустер.
Таким образом, появление Суркова на Афоне знаменует широкие перемены в политических кругах, утверждает Александр Дугин ("один из любимых идеологов Кремля", как характеризует его автор). Дугин "в мае побывал на горе Афон в составе свиты Путина и подтвердил, что Сурков тоже там был", - говорится в статье. "Тот факт, что даже секулярные циники типа Суркова присоединились к подобной делегации, демонстрирует, что православное мировоззрение уже шире распространилось в слоях политической элиты, - говорит Дугин. - И это процесс естественный".
Религиовед Сергей Чапнин говорит, что русские цари считали себя законными наследниками и хранителями единственной истинной христианской веры, "и теперь это реанимируется".
Автор комментирует: "Это было очевидно при недавних военных набегах России на Украине, а также при ее кампании авианалетов в Сирии (все эти действия Путин пытался оправдывать как способ защитить православных христиан". А в Москве теперь обычное явление, чтобы у чиновника был православный духовник.
"27 мая, когда Сурков, по слухам, посетил Афон, он тоже, по-видимому, искал совета у духовного наставника", - продолжает Шустер. Отец Макариос, известный монах, живущий на Афоне, "подтвердил, что Сурков приехал к нему, чтобы увидеться". "Отец Макариос говорит, что в тот день советник Путина въехал в двор его кельи (так в оригинале. - Прим. ред.) в сопровождении русского экскурсовода и представился как Владислав, "высший кремлевский чиновник", - пересказывает автор интервью, взятое журналом у Макариоса "спустя два дня после визита".
"В последние годы у нас слишком много русских паломников", - сказал монах. По его словам, они не похожи на других посетителей - "пытаются не нести ответственности за свои поступки. Поэтому они задают массу вопросов, чтобы ответственность легла на кого-то другого".
Но Сурков не просил об искуплении грехов, а скорее интересовался духовностью в целом, говорит отец Макариос. "С этим человеком мне было приятно общаться. Он больше десяти лет близок к президенту, а глаза у него горят. Это очень важно, потому что [обычно] ты превращаешься в машину", - сказал монах. Когда монаха спросили, обсуждали ли они вопросы государства или российской политики, он рассмеялся и сказал, что не компетентен давать советы на такие темы.
Шустер сообщает, что показал отцу Макариосу фотографии всех высокопоставленных чиновников, которые ездили с Путиным на Афон. Монах покачал головой. "Только когда ему показали фото Суркова, он сказал: "Да, это он, Владислав". Третий источник, пожелавший остаться анонимным, тоже говорит, что в тот день видел Суркова на горе Афон.
По мнению журналиста, совершенно непонятно, как Сурков мог попасть на Афон в обход санкций ЕС.
Шустер рассказывает: когда Дугин прибыл в аэропорт на севере Греции, греческая полиция задержала его. Дугин удивился, поскольку Евросоюз, в отличие от США, не включал его в санкционный список.
"Проведя ночь под стражей, он узнал, что некие официальные лица ЕС (вероятно, в Венгрии) включили его в список "нежелательных лиц", что и спровоцировало тревогу в аэропорту", - пишет автор. После давления со стороны знакомых Дугина из МИД РФ греческие власти, по-видимому, решили впустить его в страну.
Автор считает, что Суркова греческие власти все равно не могли впустить в Грецию законно. Поэтому примечательно, что он ради паломничества, похоже, нарушил санкции.