"Смерть Ислама Каримова, который правил Узбекистаном как диктатор с неограниченной властью почти 30 лет, наступила с подобающей степенью загадочности", - пишет бывший советник главнокомандующего сил США и НАТО в Афганистане Эндрю Л.Пик в статье для The Wall Street Journal, имея в виду противоречивые данные о болезни и кончине президента, поступавшие в течение недели.
"Для американцев Каримов представлял собой дилемму. После 11 сентября он был естественным союзником США в войне против террора, ибо ненавидел радикальный ислам как единственную угрозу его режиму, но его тирания и всевластие давали почву для укоренения этой войны", - утверждает автор.
Безусловно, не является совпадением то, что регионы с наименее либеральными политическими режимами - Ближний Восток, Центральная Азия - служат источником самого ожесточенного радикализма, считает он. "Каримов был жестоким автократом, ненавидевшим радикальных исламистов, но сама эта жестокость, в некотором смысле, подпитывала террор", - говорится в статье.
Пик вспоминает обстоятельства войны США в Афганистане. "Каримов, и сирийский президент Башар Асад, и пакистанский президент Первез Мушарраф, и, да, даже российский президент Владимир Путин попали в наши объятия. Никто из них не был демократом, и все имели дело с террористами в прошлом. Но они могли объединиться против "Аль-Каиды" (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.). Каримов разрешил американцам пользоваться очень нужной узбекской авиабазой во время войны в Афганистане", - пишет автор.
"В 2005 году этот альянс распался. Служба безопасности Каримова расстреляла несколько сотен человек, протестовавших против задержания 23 бизнесменов, предположительно связанных с исламистскими организациями", - напоминает он. Затем он поссорился с США, которые подвергли его санкциям, закрыл авиабазу и повернулся к России.
"Если бы Каримов продержался немного дольше, его могли вновь пригласить в Белый дом. Его смерть стала напоминанием о сложностях сотрудничества с диктаторами. Вокруг немало других каримовых и других террористов", - заключает автор.