Вчера Госсекретарь Колин Пауэлл вел переговоры с президентами Армении и Азербайджана о застарелом конфликте в Нагорном Карабахе. Это первый случай прямого участие администрации Буша в международном конфликте.
"Переговоры в Ки-Уэст говорят о том, какое большое значение США придает международным миротворческим усилиям в этом неспокойном регионе", - сообщил Пауэлл репортерам.
В соответствии с обещанием президента Буша не навязывать сторонам соглашения, которое они не хотят заключать, Пауэлл заявил, что Соединенные Штаты "готовы поддержать любое соглашение, приемлемое для обоих президентов".
Это вызвало резкое возражение со стороны президента Азербайждана Гейдара Алиева, призывавшего к более прямому вмешательству. Он считает, что международное сообщество не может ограничиться словами о том, что "любое соглашение президентов будет приемлемым".
Алиев пожаловался на "нерешительность, проявленную международным сообществом" перед лицом зашедших в тупик семилетних переговоров. В этой ситуации страны оказались после войны, в которой погибли 15 000 людей и миллионы остались бездомными.
Пауэлл добавил, что замечания Алиева его не удивили. По словам Госсекретаря, посредники собираются действовать активнее, чем за последние несколько лет, но он не сообщил никаких подробностей.
Переговоры, проходившие в "малом Белом доме", бывшей выходной резиденции президента Гарри Трумена, стали шестнадцатым раундом дискуссии Алиева и президента Армении Роберта Кочаряна.
Во вторник Пауэлл отправился в Вашингтон, сказав, что вернется, если его присутствие будет небходимо.
Судя по первым публичным заявлениям, сделанным прежде, чем переговорщики продолжили диалог за закрытыми дверями, Кочаряну и Алиеву далеко до заключения мирной договоренности. Алиев говорил почти полчаса. Он вспомнил все, что потерял Азербайждан в ходе этого конфликта, начавшегося в 1988 г., когда эти государства еще были советскими республиками.
В своем резком, но коротком ответном заявлении Кочарян заметил: "Я преодолел такое большое расстояние, прилетев во Флориду, не для того, что заниматься подобными пропагандистскими кампаниями. Я приехал сюда, чтобы конструктивно работать над урегулированием проблемы".
Нагорный Карабах, заселенный армянами анклав на территории Азербайджана, заявил о своей независимости в 1988 г., что привело к началу длительной и жестокой войны. В 1994 г. было объявлено перемирие, и регион остался под контролем этнических армян, поддерживаемых правительством Армении. Сепаратисты держат под своим контролем кольцо на азербайджанской территории вокруг Нагорного Карабаха и корридор, соединяющий анклав с Арменией.
Кочарян - бывший премьер-министр Нагорного Карабаха. Он был избран президентом Армении в 1998 г. и пообещал, что анлав останется армянским.
После перемирия 1994 г. конфликт продолжает ежегодно уносить несколько сотен жизней в результате действий снайперов и минной войны.
Пауэлл придал особое значение экономической составляющей конфликта. Он призвал Армению и Азербайджан забыть о противоречиях и "позволить этим двум государствам развиваться быстрее и интегрироваться в мировую экономику 21-го века".
Дав старт конференции, Пауэлл передал руководство американской делегацией Кэри Кавано, дипломату, много лет занимавшемуся этим вопросом. ОБСЕ выработало необычную процедуру, по условиям которой председателями группы посредников по очереди становятся представители Соединенных Штатов, России и Франции.
В Степанакерте, крупнейшем городе Нагорного Карабаха, лидер небольшого самопровозглашенного государства выразил надежду на то, что переговоры приведут к заключению соглашения, в результате которого анлкав сможет объединиться с Арменией или быть признанным как независимое государство.
"Остальные варианты означали бы шаг не в сторону мира, а в сторону войны", - заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян.
Во вторник вечером в своем интервью, данном в степанакертской резиденции, Гукасян сказал, что в настоящее время появилось несколько факторов, благоприятствующих заключению мирного договора. По его словам, он чувствует, что Азербайджан "больше чем когда-либо склонен смотреть на ситуацию реалистично".
Гукасян выразил доверие Кочаряну и заявил, что республика не принимает непосредственного участия в переговорах и поэтому может не признать принятое решение.