Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 апреля 2005 г.

Аркадий Островский | Financial Times

Чечня: неисчезающая проблема

Информация о том, что российские спецслужбы убили лидера чеченских повстанцев Аслана Масхадова, была обнародована около 18:00 8 марта. В такое время телевизор смотрит самое большое число людей.

Через считанные минуты государственные телеканалы стали транслировать подробные репортажи, включающие изображение лежащего в луже крови тела Масхадова, интервью с командиром военных, которые проводили операцию, и кадры встречи Владимира Путина и главы ФСБ Николая Патрушева, на которой Патрушев доложил Путину о ликвидации Масхадова.

По контрасту с той неопределенной информацией, которую сообщали СМИ во время захвата заложников в школе в Беслане, телевизионные сюжеты о смерти Масхадова казались хорошо отрепетированными и срежиссированными. Целью было показать российской и международной общественности, что спецслужбы делают успехи и что жесткая политика, избранная Путиным пять лет назад, приносит свои плоды.

Но телевизионные представления имеют мало общего с реалиями конфликта, который продолжается 10 лет, уже унес тысячи человеческих жизней, разрушил экономику и лишил население Чечни гражданских прав. Эксперты утверждают, что смерть Масхадова не приблизила Москву к разрешению конфликта.

Более того, конфликт, который раньше был ограничен пределами Чечни, распространился на другие территории Северного Кавказа. Произошла вспышка насилия в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Российские силы выиграли военные сражения в Чечне, но чеченские экстремисты развязали террористическую войну по отношению к России.

Недавно Фонд Карнеги в своем докладе "Растущая опасность: время для новой политики в Чечне" написал, что "конфликт в Чечне помогает подпитывать исламский терроризм, направленный против Запада".

Западные наблюдатели и оппоненты Кремля говорят, что убийство Масхадова, чеченского президента, который стал лидером повстанцев, может привести к дальнейшей радикализации чеченских сепаратистов.

Несмотря на то что Масхадов не смог сдержать экстремистов, которые совершили террористические атаки в Москве и Беслане, он считался умеренным среди лидеров чеченских повстанцев. Масхадов осудил захват школы в Беслане, призывал Кремль к переговорам и недавно заявил об одностороннем прекращении огня в качестве жесте доброй воли. Кремль назвал действия и слова Масхадова циничными уловками, а самого Масхадова - террористом.

"Масхадов был инициатором большого числа террористических актов в России, включая захват заложников в Беслане и в театре в Москве", - говорит пресс-секретарь российского Министерства иностранных дел Александр Яковенко.

Но известный журналист и эксперт по Чечне Анна Политковская утверждает, что смерть Масхадова может сыграть на руку Шамилю Басаеву, радикальному чеченскому террористу, который взял на себя ответственность за самые смертоносные атаки против гражданского населения России.

"Масхадов считал, что борьба с Россией должна быть ограничена военными операциями, в то время как Басаев утверждает, что любые средства хороши", - говорит Политковская.

Ответом Путина на конфликт в Чечне стала политика "чеченизации" местного правительства. Но эта политика принесла очень мало позитивных результатов.

В прошлом году был убит Ахмад Кадыров, жестокий чеченский военачальник, который был в 2003 году посажен Москвой на пост президента Чечни.

Его сыну Рамзану Путин оказал публичную поддержку, присвоив ему звание Героя России. Рамзану Кадырову позволено иметь свою маленькую армию, которую правозащитники и источники в российских спецслужбах называют виновной в похищениях людей, пытках и убийствах на территории Чечни и Ингушетии.

Близкий к Кремлю высокопоставленный чиновник говорит о том, что у Кремля был расчет на то, что Кадыров привлечет некоторых сепаратистов на свою сторону и таким образом ослабит повстанцев. Но на практике Кадыров стал представлять собой одну из самых больших угроз для безопасности Чечни.

Фонд Карнеги и другие международные наблюдатели обвиняют в разрастании чеченского конфликта политику России. Есть множество доказательств жестокостей, которые российские войска совершают по отношению к мирным жителям Чечни и, в последнее время, соседней Ингушетии. Правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что действия российских сил в Чечне можно приравнять к "преступлениям против человечности".

Ситуация в Чечне уже привела к ухудшению отношений России с Западом.

Фонд Карнеги критикует Запад за его подход к чеченскому конфликту, который "слишком часто не обеспечивал никакой помощи, был безответственным и даже позорным. Многие западные комментарии о Чечне отличались предубежденностью по отношению к России".

Во время недавней встречи с канцлером Германии Герхардом Шредером Путин призвал западные страны активно участвовать в восстановлении экономики Чечни и в развитии региона.

Время покажет, насколько искренни намерения Путина и Шредера принести мир в этот регион.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru