Любопытно, что приближается 100-летняя годовщина событий в Ливии, которые были предвестником мировой войны, пишет в The Times известный британский историк Норман Стоун. Поражение Османской империи в Триполитанской войне с Италией за области на территории современной Ливии ободрило балканские страны, они атаковали последние форпосты Оттоманской империи в Европе, и в итоге разразилась Первая мировая война, поясняет автор.
В 1923 году Ататюрк провозгласил Турецкую Республику и приступил к модернизации. К нашему времени в Турции "хорошо укоренилась демократия, экономика во многом достигла уровня средиземноморской Европы", - пишет Стоун. Глядя на эти достижения, сторонние наблюдатели утверждают, что "турецкая модель" - образец для Египта и остальных арабских стран.
Стоун не согласен с этим: "Турция без малого два столетия проводила вестернизацию автономно. Но западным поклонникам следует учесть: она делала это авторитарными методами". До 1950-х годов в Турции существовала однопартийная система, хотя репрессии были умеренными. Демократия в Турции работает лишь в сочетании с неуклонным экономическим прогрессом и подтверждает мнение Фукуямы, что страна "может позволить себе" демократию при ВВП в 7500 долларов на душу населения. В арабских странах ВВП намного ниже.
Другой важнейший элемент турецкой модели - религиозная жизнь сурово контролируется центральным ведомством, диктующим даже архитектуру мечетей. "Большой вопрос, смирятся ли с такой системой в арабском мире", - пишет автор. Многие черты государства Ататюрка идут вразрез с обычаями мусульман в других странах: например, основатель республики перевел письменность с арабского алфавита на латиницу: "для некоторых это кощунство, поскольку язык и письмена Корана - слово Аллаха", говорится в статье. В школах преподавали новую версию турецкой истории, и секулярные турки считали исламское прошлое и халифат чем-то враждебным для себя.
"Итак, Турция была создана в той или иной мере как откровенное отречение от своих восточных и южных соседей", - заключает автор.
Правда, нынешний премьер Турции Эрдоган - умеренный исламист, и его апелляции к братству всех мусульман - не пустопорожние, продолжает Стоун. "Но арабо-турецкие отношения никогда не бывают по-настоящему теплыми: многие турки презирают арабов, а многие арабы будут презирать так называемую турецкую модель".
Вдобавок сейчас турецкая модель демонстрирует свои недостатки: турки-секуляристы обеспокоены распространением ислама. Но, если в Турции возникнут трения между национализмом и исламом, национализм наверняка победит. "Турецкая модель останется сугубо турецкой", - заключает автор.