5 августа 2003 г.

Эльке Биндер | Tagesspiegel

Последний свадебный подарок

Самка шимпанзе по кличке Passion была жестокой убийцей. Однажды она напала на другую самку, стоявшую в стае по рангу ниже нее, захватила ее детей - и съела. Исследовательница Джей Гудал в 70-е годы еще два раза становилась свидетельницей, как самка шимпанзе в национальном парке Гомбе в Танзании вместе с дочерью-сообщницей похищала и затем поедала своих маленьких сородичей.

Почему шимпанзе употребляют в пищу себе подобных? Связано ли это со злобой, местью или голодом? Ученые до сих пор не нашли объяснения. Поскольку каннибализм среди шимпанзе встречается довольно редко, эти факты вполне можно было списать на нестандартное поведение отдельных особей.

Однако у многих видов животных каннибализм является частью повседневной жизни, например у птиц или насекомых. Пресмыкающиеся, рыбы и млекопитающие тоже порой не прочь полакомиться своими ближними.

Недавно ученые Гарвардского Университета обнаружили явление каннибализма даже у бактерий. Об этом пишет научный журнал Science.

Сенная палочка (Bacillus subtilis) дошла до того, что в буквальном смысле делает из своих одноклеточных сородичей кашу. Эта бактерия выделят специальное вещество, которое "растворяет" жертву, и после этого поедает ее. Но надо сказать, что бактерии не так уж кровожадны. Убийцами их делает лишь нужда. Только если пищи не хватает, то вполне добродушное при нормальных условиях создание превращается в кровожадного братоубийцу.

У более крупных животных каннибализм связан с различными причинами: у варанов, обитающих в Африке и Австралии, это голод; у пауков ? половое возбуждение; у головастиков - перенаселенность водоема.

"Данный феномен объясним у большинства видов животных", - говорит этолог Гюнтер Темброк из Университета Гумбольдта в Берлине. У львов это связано с желанием передать свои гены потомству. Когда самец становится во главе прайда, он без всякого зазрения совести сжирает детенышей предыдущего помета. При этом вожак делает это вовсе не для того, чтобы полакомиться молодым мясом, а для того, чтобы самки поскорее стали готовы к спариванию. Подобное поведение наблюдается и у медведей.

Молодые гиены убивают даже собственных братье и сестер, чтобы устранить непосредственных конкурентов в борьбе за пищу.

Каннибализм также может быть связан с внутривидовой борьбой, как, например, у гиен, которые поедают убитых в драке противников. "В большинстве случаев жертвой каннибализма становятся более слабые особи", - пишет австралийский биолог Марк Элгар из Мельбурнского университете в своей книге "Каннибализм". Взрослые животные пожирают более молодых, те, в свою очередь, употребляют в пищу еще более молодых и так далее. У некоторых видов акул данное явление граничит с абсурдом: находясь в утробе матери, еще не рожденные детеныши уже поедают яйца и более мелкие эмбрионы.

Для скорпионов каннибализм является одним из источников пищи. По наблюдениям ученых из Университета штата Невада в Лас-Вегасе, маленькие скорпионы, разгуливающие по пустыне в поисках съестного, нередко становятся добычей своих более крупных сородичей. Порой они даже становятся жертвами собственных матерей, что представляет собой парадокс с точки зрения эволюции, потому что при этом самки уничтожают собственные гены.

Сходное поведение наблюдается у грызунов. Мыши и хомяки съедают своих самых слабых детенышей, когда пищи начинает не хватать. Зачем же самки уничтожают потомство, в котором заложена их собственная наследственность? Господин Элгар предполагает, что таким образом они "рециркулируют" ресурсы организма, чтобы будущее поколение имело больше шансов на выживание.

Причуды эволюции безграничны. Многие самки пауков, например "черная вдова", съедают своих половых партнеров. Исследователи полагают, что это своеобразный "свадебный подарок", который самец вынужден преподнести, чтобы добиться спаривания.

Специалисты из Университета Конкордия в Монреале наблюдали у пауков вида Argiope bruennichi любопытное явление. Во время полового акта самец неожиданно умирает, без видимых причин. При этом его орган остается в половом отверстии самки, тем самым не давая другим самцам возможности спариться. Спустя несколько минут, после того как самка оплодотворена, она может насладиться праздничным банкетом из своего супруга.

Однако каннибалам постоянно приходится опасаться за свое здоровье, поскольку болезнетворные микроорганизмы и паразиты часто специализируются на одном виде животных. Но животные все равно идут на риск. Например, головастики без разбора поедают своих больных и здоровых сородичей, за что часто расплачиваются жизнью. Но в этом случае преимущества каннибализма перевешивают его недостатки, считают ученые. Поэтому в крошечных, бедных пищей и перенаселенных прудах головастики жадно бросаются на любой источник пищи.

Любопытно, что сенная палочка, которая размножается очень быстро, и поэтому у нее должна была бы развиться устойчивость к веществу, выделяемому ее агрессивными сородичами, не проявляет больших адаптационных способностей и до сих пор остается беззащитной перед лицом нападения своих собратьев.

Источник: Tagesspiegel