Больше чем через десять лет после того, как Советский Союз ушел в небытие, забытое искусство кремленологии - попыток разгадать, что творится в тайниках российской власти - похоже, переживает возрождение.
В результате сокрушительной победы Владимира Путина в президентских выборах в марте в его руках сконцентрировалась обширная власть, при этом деятельность его ближайшего окружения все больше окутывается завесой тайны. Сейчас, когда Путин в зените славы, а сплоченная кучка его единомышленников принимает участие в принятии решений, доступ к информации о происходящем в верхних эшелонах власти был практически полностью перекрыт. Политологи вынуждены полагаться целиком на свою интуицию и догадки.
"Ни одно решение не принимается без его участия, и поскольку все основные решения формируются в его голове, предсказать их невозможно", - говорит политолог из Института Карнеги в Москве Маша Липман.
Ближний круг Путина возглавляют люди из его родного Санкт-Петербурга, многие из них разделяют с ним кэгэбистское прошлое.
"Сакральное искусство кремленологии снова входит в силу, - сказал иностранный банкир, работающий в Москве, - Но, в отличие от советских времен, теперь рынки добавляют перцу".
В зените советского периода кремленология означала политическое гадание по чайным листьям путем тщательного штудирования газет типа "Правды" и пристального изучения официальных фотографий на предмет того, кто стоит ближе к советскому вождю, в надежде установить, кто вошел в немилость.
Домыслы и неопределенность относительно истинных политических намерений Кремля достигли точки кипения в связи с ситуации вокруг нефтяной компании ЮКОС, находящейся в процессе нескончаемых судебных разбирательств и рискующей стать банкротом.
Способ ведения этого дела в России - когда бывший генеральный директор ЮКОСа Михаил Ходорковский, нефтяной магнат с политическими амбициями, вызвавший недовольство Кремля, обвиняется в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, определяет тон деятельности путинской администрации.
Мнения о том, куда ведет страну Путин, в рядах обозревателей и политологов, лишенных официальной информации о том, что правительство на самом деле хочет сделать со злополучной нефтяной компанией, разделились.
Выбери себе теорию
Относительно намерений путинского правительства существуют свидетельства в пользу враждебных теорий - начиная от того, что оно хочет подрезать крылья зарвавшемуся магнату, и оканчивая предположением, что правительство организовало произвольный захват крупной нефтяной компании.
"Если принять за основу, что Путин - это деспот с железной хваткой, стремящийся усилить государственный контроль, то все, что происходит в России, вписывается в эту схему", - сказал лондонский политолог, обладающий 20-летним опытом в области кремленологии, но пожелавший остаться неизвестным.
"С другой стороны, если полагать, что он ориентирован на рыночную экономику, но вынужден выбирать методы, выставляющие его более авторитарным руководителем, чем он в действительности является, то и в поддержку этого мнения можно найти достаточно доводов".
В отсутствии пиара
В отличие от лидеров большинства стран Запада, у Путина нет команды специалистов по связям с общественностью, которые бы ежедневно давали комментарии СМИ относительно главных событий дня. Его официальный пресс-секретарь не является публичной фигурой, и он не всегда доступен для комментариев.
Путина, чей стиль управления, по всей видимости, был сформирован в период службы в КГБ, часто можно увидеть на телевидении ведущим тщательно подготовленные беседы с министрами, но он редко отклоняется от сценария.
Ни одна из российских газет, судя по всему, не имеет эксклюзивного доступа к правительственной верхушке.
"Эта система даже не пытается создать видимость открытости. Фактов предоставляется крайне мало, а спросить, что происходит, не у кого", - говорит Липман.
"Есть группа кремлевских репортеров, чья задача заключается, скорее, в том, чтобы служить рупором Кремля, чем добывать информацию у неохотно делящихся ею государственных чиновников".
Правление предшественника Путина Бориса Ельцина отличалось хаотичностью, зато у него были представители, чьи лица были известны публике.
Администрация Ельцина была более доступна еще и потому, что большее количество людей имели доступ к президенту и выражали при этом готовность общаться с прессой.
"Во времена президентства Ельцина от 50 до 100 человек знали, что происходит. При Путине только горстка людей осведомлена о происходящем, и они не говорят", - сказал экономист из университета UBS Brunswick в Москве Эл Брич.
"Мы видим только то, что они позволяют нам увидеть. Вещи не являются тем, чем кажутся, - говорит Брич, - Так что мы вынуждены предаваться домыслам, а это и есть сущность кремленологии".