Религиозный лидер российских мусульман вызвал тревогу Русской православной церкви и ультранационалистов заявлением, что в стране на данный момент проживает 23 млн коренных мусульман, то есть на 3 млн больше, чем думали раньше.
По данным последней переписи населения, проведенной три года назад, около 14,5 млн россиян из общего населения численностью в 144 млн являются этническими мусульманами. В течение нескольких лет исламские религиозные лидеры утверждали, что эта цифра составляет 20 млн человек.
Однако Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России, на этой неделе заявил, что число этнических мусульман в России составляет 23 млн и стремительно растет.
"Это коренные жители нашей страны, не мигранты или иммигранты, и они живут здесь с незапамятных времен, - сказал он на встрече Европейского мусульманского союза. - Количество людей, исповедующих ислам в России, постоянно растет".
Кроме того, Россия приютила еще примерно 3-4 млн мусульман, эмигрировавших из стран бывшего Советского Союза: около 2 млн азербайджанцев, 1 млн казахов и несколько сотен тысяч узбеков, таджиков и киргизов.
По словам шейха Фарида Асадуллина из московского Совета муфтиев, некоторые русские также исповедуют ислам. "Этнические русские, украинцы и белорусы, в большинстве своем молодые и образованные, видят в исламе ответ на свои вопросы", - сказал он в интервью Times.
В Советском Союзе ислам находился под жестким контролем. В стране было всего 500 мечетей, но уже с 1991 года в России началось возрождение мусульманской религии, не без финансовой поддержки стран Ближнего Востока. Теперь в одной только России имеется около пяти тысяч мечетей.
Рост мусульманского населения вызвал опасения представителей Русской православной церкви и ультранационалистов, что Россия может однажды стать преимущественно мусульманской страной. РПЦ утверждает, что численность ее последователей - 80 миллионов, но эксперты-религиоведы говорят, что это число ближе к 40 миллионам человек и неуклонно сокращается.
Население России в целом уменьшается, частично вследствие повышенного употребления алкоголя. Зато прирост населения наблюдается в мусульманских регионах, где многодетные семьи - нормальное явление, а алкоголь употребляют в более умеренных количествах. За первое полугодие этого года население страны уменьшилось на 401200 человек, а в 15 регионах, включая Чечню, Дагестан и Ингушетию, численность населения возросла.
По данным государственного статистического агентства Росстат, средняя рождаемость в Дагестане составила 1,8 ребенка на одну женщину, в то время как в среднем по России эта цифра не превышает 1,3 ребенка. Средняя продолжительность жизни мужчин в Дагестане - 68 лет, а в России - 58.
Эксперт по российскому исламу Алексей Малашенко говорит: "Истинная проблема не в увеличении численности исламского населения, а в демографическом кризисе русского населения. И, конечно, для русских православие не имеет той силы и значения, как ислам для мусульман. Это не означает, что через несколько лет Россия станет мусульманским обществом, хотя, возможно, через полвека нас ждут некоторые сюрпризы".
В краткосрочной перспективе эта тенденция затрагивает только Северный Кавказ, где доля этнических русских уже стремительно снижается, и Москву, где доля мусульман растет, сказал он.
Российские вооруженные силы сражаются с чеченскими боевиками уже более десяти лет, и сегодня кровопролитие просочилось в соседние республики. Поэтому многие молодые мусульмане склоняются к радикальным движениям.
Первый заместитель премьер-министра Чечни Рамзан Кадыров объявил о планах строительства самой большой мечети Европы в Грозном, столице Чечни. С его стороны это попытка привлечь людей к умеренному исламу.
В Москве, которая в последние два года регулярно становилась объектом террористической деятельности чеченских боевиков, проживает около полутора миллионов мусульман, в том числе порядка ста тысяч чеченцев, часто преследуемых милицией и скинхедами.
Малашенко говорит: "Исламофобия и ксенофобия на взлете. Мы уже можем наблюдать это на примере некоторых националистических движений. Пока, несмотря на все конфликты, ситуация довольно стабильна, но не думаю, что это продлится долго".