"Запад начинает запоздало осознавать все могущество медиа-машины Кремля", - пишет в своей статье в Financial Times режиссер и телепродюсер, старший научный сотрудник Legatum Institute Петр Померанцев. По оценкам автора, Кремль все еще имеет "медиагегемонию" над 142 млн россиян, а также примерно 93 млн человек в бывшем СССР и до 3 млн человек в Германии. "Проект брюссельского фонда European Endowment for Democracy (EED) искал, как противостоять этому вызову", - пишет Померанцев, поясняя, что участвовал в проекте.
В годы холодной войны западные русскоязычные СМИ старались прорваться через "информационный железный занавес", боролись за альтернативные точки зрения и против цензуры. Сегодня русскоязычные жители Украины, Молдавии и стран Балтии имеют доступ к множеству кремлевских, местных и западных СМИ, каждое из которых предлагает свою, противоречащую другим версию реальности.
Тем не менее, зрители зачарованы российскими телеканалами, пишет автор. Передачи о текущей политике кинематографичны и ориентированы на сенсационность.
"Однако кремлевские СМИ игнорируют локальные новости и социальные вопросы", - отмечает автор. Эксперты EED порекомендовали создать агентство новостей или "новостной хаб". "Возможно, они не смогут убедить зрителей, кто именно сбил малайзийский "боинг", но, сосредотачиваясь на локальных сюжетах о больницах, школах и судах, смогут продемонстрировать, что более важны" для зрителя, говорится в статье. Нужна также "фабрика контента", которая создавала бы документальные передачи социальной направленности.
"Высококачественные передачи обходятся недешево. Канал вроде "Би-би-си Россия" будет обходиться в 20 млн с лишним евро в год", - отмечает автор, но напоминает: самолет Eurofighter стоит 90 млн евро.
По мнению Померанцева, в 90-х Запад сильно просчитался, предоставив развитие СМИ в бывшем СССР свободному рынку: вместо этого СМИ были захвачены олигархами или коррупционными режимами. Запад также урезал финансирование "Радио Свободная Европа" и похожих СМИ. "Теперь мы платим гораздо более высокую цену", - считает Померанцев.