Сегодня они говорят на одном языке, премьер-министр цитирует его книги, а писатель прославляет политика, которого многие годы называл своим противником. Выступая перед депутатами Кнессета, Эхуд Ольмерт прочитал длинный пассаж из "Повести о любви и тьме", в которой Амос Оз вспоминает об одной ночи 60 лет назад и о празднованиях в Иерусалиме после голосования в ООН о разделении Палестины. "Мой отец, - сказал премьер в ходе выступления, - был против проекта, который поддерживал Давид Бен-Гурион. Сегодня я склоняю голову с чувством восхищения и смирения и произношу одну фразу, которая бы привела отца в ужас: Бен-Гурион был прав".
В последнее время - как отмечают комментаторы - Ольмерт и Амос Оз как будто стали представителями одной семьи. Хотя и воспитывались на противоположных идеологиях. В Испании на получении премии принца Астурийского в конце октября писатель прославлял премьера за то, что тот подержал решение о двух государствах. Оз продолжает оставаться скептиком ("у этого руководства не достает смелости подписать договор с палестинцами"), хотя и согласился встретиться с Ольмертом лично. Первая трехчасовая встреча состоялась несколько месяцев назад в официальной резиденции, в ходе беседы обсуждалась дипломатическая стратегия правительства. "Премьер обхаживает представителей левой интеллигенции, - пишет газета Haaretz, - и ему удалось убедить их, что он действительно хочет добиться соглашения, которое бы положило конец конфликту".
Амос Оз занимает совсем иную позицию, чем его друг Давид Гроссман, который отказался пожать руку премьеру в ходе одной из церемоний. На площади Рабина писатель - он потерял сына Ури в ходе войны в Ливане в 2006 году - выступил с самой жесткой критикой израильского руководства.
Отношения между Озом и Ольмертом становятся все более тесными. Романист - как сообщил вчера в новостях Canale 10 - якобы написал речь, которую произнес премьер на саммите в Аннаполисе, в Соединенных Штатах: "Стиль и подбор слов указывают на авторство Оза". Писатель выступил с опровержением, и Ольмерт повторил, что подготовил выступление самостоятельно: "Буш дал мне прочитать черновик своего выступления, я не давал ему читать свой проект речи", - сказал он газете Haaretz.
Ту же версию озвучили и его советники: "Он написал выступление сам". И отметили одну деталь: "Когда он писал речь, он долго консультировался с представителями израильского руководства".