Британская пресса продолжает комментировать в разных ракурсах историю с предполагаемым шпионажем российских агентов. Одним из поводов послужило дело россиянки Екатерины Затуливетер, которую британский суд недавно признал непричастной к шпионажу, вопреки версии MI-5.
"Русские и MI-5" - так называется редакционная статья в Financial Times. Издание отмечает: британский судебный орган удовлетворил апелляцию Затуливетер, уверяющей, что она не связана с российскими разведслужбами. MI-5 не смогла предоставить неопровержимых доказательств причастности Затуливетер к шпионажу, а руководствовалась всего лишь догадками - фактами ее любовных связей с депутатом и высокопоставленным чиновником НАТО, а также тем, что она училась в СПбГУ.
Тем не менее, газета советует извлечь из дела Затуливетер три урока. Во-первых, необходимы ограничения, касающиеся найма помощников депутатов ("трудно поверить, что в российской Думе работает много молодых британцев", - замечает издание). Во-вторых, "трудно понять, почему МВД Британии так трудно депортировать лиц, которых MI-5 считает причастными к шпионажу". В-третьих, "ФСБ - чрезвычайно компетентная организация, располагающая большими ресурсами и действующая современными методами. Если дать ей шанс, она нанесет серьезный урон национальной безопасности", - утверждает газета.
"Лиам Фокс утверждает: российская сторона воспользуется Олимпиадой, чтобы наводнить Британию шпионами" - гласит заголовок в Daily Mail. Речь идет о высказывании экс-министра обороны Великобритании, покинувшего свой пост в октябре после скандала, связанного с кумовством. "Фокс спровоцировал ссору с Россией", - комментируют это заявление журналисты Глен Оуэн и Майлз Гослетт.
Фокс - один из самых высокопоставленных политиков, которые публично говорят об опасности возродившегося российского шпионажа для Британии, пишет газета. Со своей стороны, Кремль обвинил Фокса в паранойе.
"Мы столкнемся с очень большим числом агентов ФСБ, которые приедут в Лондон во время Олимпиады, в том числе с некоторыми очень неприятными личностями", - сказал Фокс, выступая перед членами Консервативной партии из Хаммерсмита и Фулхэма. "И мы ничего не можем предпринять в связи с этим", - добавил он, пояснив, что российские власти возложат на сотрудников ФСБ охрану российской сборной.
Фокс также вопрошал, почему его самого критиковали за расходование 20 млрд фунтов на замену ракет "Трайдент", но никто не возражает против траты 13 млрд на Олимпиаду.
"Кокетка из Москвы: какова на самом деле обнищавшая российская шпионка, питающая поразительную тягу к немолодым мужчинам?" - вопрошает Daily Mail в заголовке другой статьи. С Екатериной Затуливетер произошла грустная и старая, как мир, история, полагает журналистка Барбара Дэвис: "глупенькая молодая девушка поверила, что ее лучшие надежды на будущее - в руках богатых и влиятельных мужчин". Дневник Затуливетер, представленный в суд как доказательство ее искренних чувств к любовникам, "полон слащавой писанины - излияний влюбленной девочки-подростка". Например, Хэнкока она называет "мой дорогой плюшевый мишка".
По мнению издания, знакомым Екатерины из села Змейка трудно ассоциировать откровения о ее бурной личной жизни с улыбчивой розовощекой девушкой с семейных фото. Ее родители, учителя и одноклассники постоянно уверяли, что "Затуливетер всего лишь обычная русская девушка, которая мечтала о лучшей участи на Западе и, видимо, была готова на экстраординарные поступки, чтобы ее добиться". Учителя отмечают, что в школе она не слыла красавицей, не красилась и не старалась привлечь к себе внимание.
По данным газеты, отец Екатерины, бизнесмен Андрей Затуливетер, в 1996 году послал старшую дочь Полину учиться в Англию. В 2004 году та вышла замуж за англичанина Эндрю Кобёрна. Позднее тот основал фирму Choices, которая организует обучение состоятельных россиян в британских частных школах и университетах. Его тесть Андрей стал российским представителем фирмы.
Екатерину в школе в Минеральных Водах запомнили как умную и целеустремленную. Она поступила на факультет международных отношений СПбГУ - "альма-матер Путина и хорошо известный питомник российских спецслужб", утверждает издание.
На первый взгляд Екатерина ничем не отличалась от однокурсников, полагает газета. "Но она поставила себе четкую задачу обосноваться в будущем за границей", - утверждает издание. В 18 лет на конференции в Москве она познакомилась с неким голландским дипломатом и вступила с ним в связь, утверждает издание. "После первой ночи вместе он предложил ей деньги, видимо, приняв ее за проститутку", - говорится в статье.
В апреле 2006 года на той же конференции она познакомилась с Майком Хэнкоком. "Первоначально она отвергла его довольно грубые заигрывания, но в конце мая у них начался роман", - пишет газета. Через несколько месяцев Екатерину приняли в Брэдфордский университет, где ранее учились ее сестра и зять. Отец не имел возможности оплатить ее обучение, поэтому Полина взяла кредит и поселила сестру в своем доме. Хэнкок взял Екатерину на работу - стажеркой за 250 фунтов в месяц. "Закончив курс обучения, она поселилась в его лондонской квартире и стала его помощницей. По-видимому, она не подозревала, что он женат", - говорится в статье.
Неудивительно, что связь Хэнкока с молодой русской блондинкой встревожила MI-5. Но ирония в том, что Хэнкок врал ей, что разведен. Он также однажды сказал ей, что едет в Ирак и не сможет звонить, а на самом деле отправился в Париж.
Со своей стороны, замдиректора школы, где училась Затуливетер, утверждает, что она совершенно не умела скрывать свои чувства. "Невозможно сделать шпионку из такой добросердечной и открытой девушки", - добавила она.
Отец Затуливетер опасается, что шумиха вокруг дела испортила карьеру его дочери. "Когда у них нет доказательств, они начинают лить грязь насчет интимной жизни и всего остального. Легче очернить кого-то, чем потом смыть эту грязь", - заявил он.
Затуливетер - наивная девушка, которая обнаружила, что не стоит смешивать дело и удовольствия, особенно если перед тобой мужчина типа Майка Хэнкока, заключает газета.
"Шпион, который меня заманил" - так называется статья в Sunday Times."Сотрудник российской разведки был потихоньку депортирован из Великобритании после того, как попытался завести знакомство с помощницей британского депутата, которую MI-5 тоже подозревала в шпионаже в пользу Москвы", - пишет журналист Дэвид Леппард, подразумевая Екатерину Затуливетер.
По данным издания, дипломат, именуемый MR (его имя не разглашается), "работал под прикрытием как третий секретарь посольства РФ в Лондоне", а на самом деле занимался "вербовкой агентов" для СВР. В декабре MI-5 выявила, что он "работает против британских интересов". "Мы сказали русским, что он может уехать добровольно и без шума либо мы его вышлем", - заявил неназванный источник в британском правительстве.
"По словам инсайдеров, формальные причины его депортации не имели прямого отношения к делу Хэнкока", - пишет газета. Однако теперь можно разгласить, что одним из событий, повлекших за собой двухлетнее расследование предполагаемого шпионажа в Палате общин, была попытка дипломата свести знакомство с Затуливетер. Информированные источники говорят, что на Затуливетер пали подозрения, в том числе, из-за ее контакта с MR, поскольку MI-5 знала, что он шпион, и держала его под колпаком.
По данным газеты, MR заговорил с Затуливетер в метро, после того как они по отдельности побывали на лекции в International Institute for Strategic Studies. Они обменялись визитками, а через некоторое время россиянин, по словам некого друга Затуливетер, пригласил ее выпить кофе. "Она договорилась о встрече с ним, но затем посоветовалась с Хэнкоком. Он велел ей ни в коем случае не встречаться с этим человеком", - отметил источник.
В MI-5 не знали, что Затуливетер сама прекратила контакты с этим дипломатом. Кстати, в прошлом году на первом допросе в MI-5 она вручила агентам визитку дипломата, на которой написала "КГБ?".
На рассмотрении апелляции Затуливетер представители MI-5 утверждали: запись - знак, что Затуливетер осведомлена о работе российской разведки. "Защита возразила, что будь она российской шпионкой, то вряд бы указала на коллегу. Более того, КГБ был упразднен в декабре 1991 года, так что, употребив это название, она выказала свое невежество", - говорится в статье.