На следующий день после антиамериканских терактов 11 сентября иранские власти выразили соболезнования Соединенным Штатам. Это можно считать беспрецедентным жестом с момента основания Республики Иран в 1979 году. Обычно праздничная пятничная молитва, прошедшая после этих трагических событий, была лишена традиционных антиамериканских лозунгов.
Иными словами, Тегеран продемонстрировал целый ряд знаков доброй воли по отношению к нации, с которой не поддерживал дипломатических отношений на протяжении более 20 лет. И эти положительные послания, отражающие стремление к открытости со стороны части иранских властей, были, как кажется, правильно поняты Вашингтоном. Американский госдепартамент заявил о готовности принять Иран в антитеррористическую коалицию. При этом Колин Пауэлл отметил, что "у Тегерана всегда были проблемы с талибами". Спустя пять месяцев эти знаки доброй воли улетучились, уступив место взаимным военным угрозам. Этот быстрый возврат к риторике, которая, как казалась уже ушла в прошлое, нашел выражение в жестких высказываниях Джорджа Буша, который в ходе своего ежегодного выступления заявил о своем решении поставить Иран в один ряд с Ираком и Северной Кореей ? странами, представляющими, с точки зрения американцев, "ось зла", пытающимися стать обладателями оружия массового уничтожения.
В понедельник Тегеран живо отреагировал на последние американские угрозы, предупредив Вашингтон о том, чтобы тот воздержался от каких бы то ни было военных ударов, которые станут "непоправимой ошибкой". "Было бы желательно, чтобы американские руководители делали свои заявления, основываясь на реальных фактах, а не на своих фантазиях, и подкрепляли свои обвинения доказательствами", - заявил пресс-секретарь министерства иностранных дел в ответ на воскресные обвинения.
В воскресенье министр обороны США Дональд Рамсфельд обвинил Тегеран в том, что иранская сторона принимает у себя спасающихся бегством членов организации "Аль-Каида" Усамы бен Ладена. Отвечая на вопросы корреспондентов телеканала АВС и журнала "Тайм", глава американского оборонного ведомства заявил, что американская администрация на самом деле располагает "многочисленными данными о том, что Иран дал согласие на проезд членов "Аль-Каиды" через свою территорию". "По моему мнению, нет никакого сомнения в том, что члены "Аль-Каиды" и талибы воспользовались тем, что граница между Ираном и Афганистаном плохо охраняется, и предприняли попытку найти убежище в Иране, и что иранцы не поступили так же, как пакистанские власти, разместившие свои войска вдоль границы с Афганистаном", - заявил он.
Глава американской дипломатии, в свою очередь, обвинил стражей исламской революции, находящихся в непосредственном подчинении у духовного лидера Ирана, аятоллы Хаменеи, в осуществлении подрывной деятельности на западе Афганистана. Несмотря на эту угрожающую риторику, американские руководители, как кажется, расходятся во мнениях по вопросу о мотивах подобного поведения Ирана, и предпочли не конкретизировать свои планы в отношении этой страны. "Мы не объявляем о том, какие шаги мы намерены предпринять", - завил Дональд Рамсфельд.
Бывший президент Ирана Али Акбар Рафсанджани указал на вероятность негативных глобальных экономических последствий, к которым может привести американский военный удар: цена на баррель сырой нефти может подскочить с нынешних 20 до 50 долларов. "В ходе 8-летней войны с Ираком они (американцы) видели, какой силой обладает Иран", - напомнил он. В понедельник представители иранского руководства вернулись к вопросу об оружии массового поражения. "Если вы говорите об атомной станции в Бушере, - заявил представитель иранского МИД, - то ее контролируют и посещают представители Международного Агентства по Атомной Энергии, а Иран присоединился ко всем международным Конвенциям в данной области".