В выходные в Мюнхене в условиях строгих мер безопасности состоится конференция по политике безопасности. В интервью, данном нашему изданию, Хорст Тельчик, советник канцлера Коля и организатор конференции, рассказывает о самом знаменитом госте - министре обороны США Дональде Рамсфельде, об отказе канцлера от участия в форуме и упущенных шансах европейцев в их влиянии на решение иракского конфликта.
- Господин Тельчик, министр обороны США прибывает на конференцию по вопросам политики безопасности, которая состоится в эти выходные. Какую провокацию со стороны Дональда Рамсфельда должны на этот раз ожидать европейские участники?
- Рамсфельду всегда хорошо удаются откровенные и провокационные речи. Он один из тех политиков, которые говорят то, что думают. Иногда это разумнее, чем дипломатично приукрашивать свои намерения.
- Итак, Рамсфельд воспользуется своим выступлением на конференции, чтобы сделать принципиальное заявление?
- Как мне сообщили из Вашингтона, Рамсфельд в субботу, в первой половине дня, еще раз объяснит Европе американскую позицию. Затем ему ответят, в частности, германский министр иностранных дел, французский министр безопасности и иранский министр иностранных дел. Я с нетерпением ожидаю их возражений и надеюсь, что они не ограничатся одним только "нет", а предложат возможные альтернативы.
- Рамсфельд вскоре после своего назначения на пост министра обороны уже побывал на организуемой вами конференции по безопасности. Что было два года назад?
- Он вызвал всеобщую симпатию.
- Обстоятельства могли измениться.
- И изменились, к сожалению.
- Вы пригласили также канцлера, который тоже однажды был вашим гостем. Почему он не придет?
- Спросите в его канцелярии. Я считаю досадным, что канцлер Федеративной Республики Германии не использует эту возможность, чтобы открыто обнародовать точку зрения своего правительства. Все-таки здесь будут пять сенаторов из США, и среди них ? кандидат в президенты от демократов. Из личного опыта мне известно, что американцам нравится, когда кто-то жестко и прямо защищает свою позицию.
- Вместо этого с Рамсфельдом придется встретиться министру обороны Штруку.
- У меня та же информация. Не я организовал эти переговоры, о них договаривались в двустороннем порядке на правительственном уровне.
- Если широкое присутствие американцев на вашей конференции рассматривать как отражение реальной ситуации, то получается, что Германия не находится в международной изоляции. Не слишком ли преувеличены волнения по этому поводу?
- Это стало бы настоящей катастрофой, если бы даже конференция стала отражением нашей изоляции. Напротив, на конференцию приезжает много американцев, и большинство из них выразило мне свое согласие еще осенью.
- На этой неделе, во вторник, президент Франции Жак Ширак встречался с премьером Великобритании Тони Блэром. Является ли эта встреча, с точки зрения консультанта бывшего канцлера, сигналом сближения французов с британско-американской осью?
- Я предполагаю это. Франция не без причины послала в район Персидского залива авианосец. Это указывает на то, что она не хочет закрывать себе ни одну дорогу.
- То есть, в конце концов, Германия останется в одиночестве?
- Этого я и опасаюсь.
- Что конкретно понимается под изоляцией?
- Это начинается уже с того, что американцы дают немцам меньше информации, например полученной от источников в спецслужбах, чем другим европейским партнерам. Это изначально предполагает худшую исходную позицию, чем, скажем, у итальянцев или испанцев.
- Но уже во времена Коля американцы не баловали нас деликатной информацией.
- Ну хорошо, мы тогда тоже боролись постоянно за то, чтобы своевременно получать данные, причем в том объеме, в каком они были в распоряжении американцев. Поскольку мне известно, как трудно было тогда, я опасаюсь, что ввиду твердого "нет" войне против Ирака со стороны федерального правительства сейчас будет еще труднее. Вот парадокс: поскольку мы зависим от разведывательных полетов США, мы находимся в постоянной зависимости от американцев. Европа не имеет необходимых ресурсов, чтобы хоть на йоту продвинуться здесь в своей независимости.
- Внутриполитические разногласия вызывает право американцев на использование воздушного пространства Германии. В 1986 году, во время бомбардировок Ливии, тогдашнее правительство Коля негласно позаботилось о том, чтобы США не пользовались своими базами в Германии. Нападение осуществлялось с территории Великобритании. Это не может быть вариантом для Шредера?
- Нет. Канцлер связал себя словом и однозначно гарантировал США право пролета над территорией Германии. Это благоразумный шаг.
- Тем самым, однако, он рискует вызвать внутриполитические волнения среди левых и массовые демонстрации.
- Он должен это выдержать. Иначе случится катастрофа, иначе недоверие между нами и США еще более усугубится. Они не могут недооценивать психологических последствий такого шага в американском обществе. Уже один вывод немецкой спецтехники, предназначенной для выявления ядерного, биологического и химического оружия, из Кувейта был в этом отношении фатальным.
- Считаете ли вы, что войну еще можно предотвратить? Или же конференция по безопасности станет последним мирным форумом перед военным походом против Ирака?
- Симптоматично, что недавно господин Рамсфельд поднял тему эмиграции Саддама Хусейна как возможное решение проблемы. Вопрос для европейцев ставится следующим образом: могут ли они способствовать тому, чтобы такая возможность стала реальностью? Это, вероятно, шанс предотвратить войну. Однако я боюсь, что последний шанс на мирное урегулирование уже упущен из-за позиции федерального правительства и раскола Европы на сторонников и противников американского курса. Нужно смотреть правде в глаза: Европа в итоге лишила себя возможности влияния на решение иракского вопроса.
Хорст Тельчик был советником бывшего канцлера Гельмута Коля и одной из важных фигур на трудных международных переговорах по воссоединению Германии. Сегодня он является организатором влиятельного форума - конференции по политике безопасности, которая ежегодно проходит в Мюнхене.