По меньшей мере четверо кандидатов имеют шанс выиграть
Никогда еще в истории США голос самых населенных штатов - Калифорнии и Нью-Йорка - не играл столь значительной роли в определении кандидатов, которые будут участвовать в президентской гонке.
Накануне праймериз "супервторника", которые пройдут почти в половине американских штатов, в стране воцарилась обстановка всеобщих выборов. У кандидатов, проехавших тысячи километров, уже сел голос, но они повсюду: в 20 штатах, идущих на выборы, на телеэкранах и радиостанциях. Везде люди говорят только о политике, они прикрепляют к своим пальто значки и наклейки с именем фаворита. Главное политическое шоу мира в самом разгаре. Вот несколько ключей к его пониманию.
Почему его значение столь велико? Обычно американские праймериз демонстрируют динамику. Набирая преимущество от штата к штату, кандидат постепенно оказывается фаворитом в своем лагере. Ничего подобного на этот раз не происходит. Как минимум четверо кандидатов - Барак Обама и Хиллари Клинтон у демократов, Джон Маккейн и Митт Ромни у республиканцев - могут еще надеяться на победу. Разрыв настолько ничтожен, что даже "супервторник" может не прояснить ситуацию, по крайней мере в демократическом лагере, где число делегатов (на съезды партии) от каждого кандидата определяется пропорционально полученным голосам. Велика вероятность того, что "супервторник" обернется лишь промежуточным этапом в долгой гонке, начавшейся еще год назад.
Станет ли Маккейн лидером у республиканцев? После целой серии неожиданных побед сенатор из Аризоны возглавил гонку в Великой старой партии. Но даже не его возраст (если представить, что он будет избран, а затем переизбран, то в США будет 80-летний президент), а его социальные взгляды - прежде всего, на экономические вопросы и борьбу с нелегальной миграцией - представляют для республиканцев проблему. Многие ведущие комментаторы из консервативного лагеря прямо заявили: если будет номинирован Джон Маккейн, они проголосуют за... Хиллари Клинтон. Такая вызывающе провокационная позиция ярко свидетельствует о разброде в стане консерваторов. Схематично ситуацию можно изобразить так: у демократов источник сомнений - проблема выбора, им одинаково милы оба фаворита. У республиканцев, наоборот, речь идет о выборе "наименьшего из двух зол".
Хиллари или Барак? Поначалу казалось, что Хиллари Клинтон легко заткнет за пояс всех своих соперников-демократов. Но "обамамания" опровергла все прогнозы. Послание надежды Барака Обамы нашло отклик у черного электората, а также у молодых людей, впервые участвующих в выборах, и значительной прослойки разочаровавшихся американцев. "Перемены, в которые можно верить", - гласит девиз молодого сенатора из Иллинойса.
Ожесточенно бросившись в битву на стороне супруги, бывший президент Билл Клинтон окончательно превратил эту борьбу в схватку прошлого с будущим. Еще больший драматизм состязанию придало вступление в игру клана Кеннеди, вставшего на сторону кандидата, который, по мнению брата и дочери бывшего президента, сегодня является эквивалентом того, чем был Джон Ф. Кеннеди в 1960-е годы: дуновения свежего воздуха, сбивающего с ног традиционные политические классы.
Опросы показывают, что два соперника-демократа сегодня идут практически вровень по всей стране. Бараку Обаме приходится нагонять небольшое отставание в организации кампании. Ему пришлось сражаться больше, чем его сопернице, в некоторых штатах, где у Хиллари Клинтон была медиабомба по имени Билл. Но теперь время на стороне Барака Обамы: его избирательные кассы полны, и эта казна позволит ему сконцентрироваться на том, что будет после "супервторника".