Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 июля 2001 г.

Сабрина Тэвернайз | The New York Times

Успехи ?BP? в Москве. ?Полный бак, Борис??

Прошло почти четыре года с тех пор, как в одну российскую компанию было вложено полмиллиарда долларов, но ?BP? по-прежнему получает больше проблем на свою голову, чем прибылей. По настоящему, успехов этой компании удалось добиться лишь в самом неподходящем для этого месте - на московском розничном бензиновом рынке.

В 1997 г. ?BP? пришла в Россию, заинтересовавшись крупными запасами нефти. В том же году ?BP? вложила $484 млн. в российскую нефтяную компанию ?Сиданко?, предполагая воспользоваться своим опытом нефтедобывающих работ для того, чтобы трансформировать российскую нефтяную промышленность. Но инвестиции погрязли в болоте яростных конфликтов между местными бизнес-группами. На прошлой неделе разразилась еще одна битва - на этот раз причиной стал проект разработки крупного сибирского газового месторождения.

Пока ?BP? бьется за ?Сиданко?, ее инвестиции в рынок бензина начали приносить щедрую прибыль. Это при том, что изначально ?BP? не планировала вкладывать средства в этот сектор рынка.

?BP? начала заниматься бензоколонками совершенно случайно. Она унаследовала этот проект по созданию нескольких АЗС в 1996 г. у американской компании ?Mobil? после того, как эти две фирмы объединили свои европейские активы. ?BP?, ставшая одним из крупнейших иностранных инвесторов в России, в тот момент хотела сконцентрировать свои розничные усилия в Польше, в которой разработаны более четкие правила для бизнеса.

Но открыв с помощью влиятельного местного партнера ?СТ-групп?, имеющего связи в московском городском правительстве, небольшую сеть в Москве и пригородах, британская компания обнаружила, что этот бизнес неплохо было бы оставить себе.

Компания владеет 30 АЗС, каждая из которых продает в среднем примерно 13 млн. литров бензина в год - в четыре раза больше, чем в среднем по Европе и в три раза больше, чем в США.

Джефф Фрэнкс, генеральный директор ?Petrol Complex?, совместного предприятия ?BP? и ?СТ-групп?, сказал, что когда он приехал в страну в 1998 г. ?у нас не хватало кассовых аппаратов, чтобы собрать всю наличность?.

Однако эти доходы, по своему уровню приближавшиеся к доходам казино, не приносили прибылей до марта - отчасти вследствие девальвации рубля, которая привела к резкому повышению цен на импортное оборудование. В настоящее время ?BP? старается покупать как можно больше российской продукции за дешевые рубли.

Цена является лишь одной из причин успеха ?BP?. Компания также смогла предложить местным шоферам редкий для России товар - высокое качество обслуживания. Магазины ?BP? с отделениями для вин и барами резко отличаются от обычных российских АЗС, где редко можно купить съестное, и где обычно клиентам приходится платить, пихая купюры в окошко, и задавать вопросы через микрофон.

Президент Владимир Путин, ежедневно проезжающий мимо двух таких АЗС, публично похвалил их. Кроме ?BP? пришлось протестовать против попыток создать подделок - высший комплимент.

Фрэнкс сказал, что АЗС укрепили репутацию ?BP?, и это должно помочь компании спасти свои инвестиции в ?Сиданко? и сибирское газовое месторождение. Они также позволили компании сделать хороший стартовый рывок - россияне становятся богаче, растет спрос на автомобили и бензин.

Опыт работы ?BP? на розничном рынке свидетельствует о том, насколько изменился российский деловой климат за последние пять лет. Несмотря на то, что влиятельный партнер ?BP? поставил британскую компанию над мелкими преступными группировками, пытавшимися контролировать рынок в начале девяностых, ей, тем не менее, приходилось конкурировать с более чем пятистами независимыми розничными торговцами. Крупные компании выиграли, и в настоящее время розницей занимается около 25 фирм. (В Британии, по словам Фрэнкса, такой же процесс консолидации продолжался около 25 лет).

Многие проблемы не решены, в частности - сохраняется множество бюрократических препонов. Например, при строительстве одной из АЗС две разные государственные инспекции сделали противоречащие друг другу распоряжения.

?Когда я сюда приехал, мне казалось, что у меня плохие переводчики, - рассказывает Фрэнкс. - Теперь я знаю, что здесь просто очень сырые законы. Одни и те же правила выглядят по-разному с точки зрения каждого нового чиновника?.

Ситуация меняется. Правительство сделало некоторые шаги в области реализации программы экономических реформ, в частности сократило налоги, что помогло ?BP?, которая исправно платит налоги и в результате попадает в невыгодное положение по отношению к местным конкурентам, которые редко платят полностью.

?Россия отличается от остальных стран, она просто на несколько лет отстала, - считает Фрэнкс. - Но когда Россия развивается, она делает это быстро. За два года от абсурда к здравому смыслу - это классическая Россия?.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru