Российский президент Владимир Путин должен как можно скорее определиться с тем, как он хочет окончить дело ЮКОСа - в противном случае оно грозит нанести действительный ущерб российской экономике.
Рейды, проведенные в офисах нефтяной компании, как говорят представители ЮКОСа, довели компанию до грани финансового краха. ЮКОСу сообщили, что ему грозит новое налоговое требование по выплате 98 млрд рублей, и есть все признаки того, что со стороны налоговиков последуют новые требования.
В это время рассмотрение в суде обвинений в мошенничестве, предъявленных Михаилу Ходорковскому, основателю ЮКОСа, и его партнеру Платону Лебедеву, может занять месяцы.
Путин дал понять, что он не хочет доводить ЮКОС до банкротства. Однако он до сих пор так и не сказал, чего он хочет. Предположительно, кремлевские чиновники по-прежнему спорят, как лучше действовать и как реагировать на события драмы, которая длится вот уже год, начиная с ареста Лебедева 2 июля 2003 года.
Кремль собрал массу свидетельств в поддержку своих обвинений против Ходорковского в том, что он использовал сомнительные способы в приобретении государственного имущества, а позднее увеличивал доходы, проводя агрессивное налоговое планирование. Однако, находя лазейки в законе, Ходорковский был не единственным среди олигархов. Путин не рассеял впечатления относительно того, что он наносит удары по Ходорковскому из-за политических амбиций основателя ЮКОСа. Судебное наступление на него и на ЮКОС, таким образом, несправедливо. Честным способом сдерживания олигархов было бы введение больших налогов для всех них.
Однако учитывая то, какой путь избрал Путин, что же ему следует сделать сейчас? Во-первых, он должен признать, что дальнейшие проволочки в разрешении дела ЮКОСа посеют неопределенность по всей стране. Конечно, интерес инвесторов к России остается сильным, несмотря на ЮКОС. Однако этот интерес силен, в основном, из-за экономического роста, подкрепляемого высокими ценами на нефть, а они не вечны.
Далее, следует отказаться от очевидной попытки загнать ЮКОС в банкротство. Банкротство породит поток исков, затрагивающих правительство и различные классы кредиторов. Это не отвечает ни интересам компании, ни интересам налоговиков, которым, как и всем остальным, в этом случае придется долго ждать денег от ЮКОСа.
Компания предложила оплатить налоговые требования, например передав государству свою долю в нефтяной компании "Сибнефть" размером в 4,7 млрд долларов. Если властям не нужны акции, они могут дать ЮКОСу больше времени для сбора требуемой суммы путем продажи имущества - и взимать проценты в случае задержек с выплатами. Это стало бы не проявлением слабости, а проявлением здравого смысла.
Вероятно, истинный мотив Кремля - это отделить Ходорковского от его денег. Разрушив ЮКОС, власти могут уничтожить большую часть его состояния. Однако его можно оставить без денег и без сокрушения компании - наложив крупные штрафы на самого Ходорковского и, если он не сможет заплатить, удержав его доли в ЮКОСе вместо денег. Это был бы отвратительный жест, однако для российской экономики это было бы менее губительно.